×

Пестяковский приход



Содержание материала


Смысл праздника Покрова вчера и сегодня.

В чем смысл праздника Покрова сегодня и вчера для верующих и неверующих, архивный это смысл или современный? Уже говорилось, что общехристианским этот праздник нельзя назвать в силу того, что его как великий праздник празднуют только в России. Нехристианским – тоже назвать нельзя, поскольку он весь построен и состоит из христианских идей и значений. Достаточно напомнить Владимирскую икону божьей матери как основание праздника. Интересно, что из икон, напи-санных евангелистом Лукой, в России находятся не только Владимир-ская, но и Влахернская, Милостивая, Смоленская, Тихвинская. У греков – Киккская и Филермская, и у поляков – Ченстоховская. У протестантов, конечно, нет икон из-за их негативного отношения к церковному преданию, а у католиков из-за их неприятия икон. Ченстоховская – только в виде исключения. Именно это лежит в основе утверждения о том, что русский народ – народ-богоносец, что Россия – удел богородицы. И не случайно русские – единственный народ, принявший самоназвание – христиане (крестьяне). И для этого принципиальные решения, усилия и труды предпринял святой князь Андрей Боголюбский, и, по сути дела, из общего русского корня выделив великорусское (собственно русское в отличие от украинцев и белоруссов) начало, обозначив ключевые принципы этого нового – православие, самодержавие как единую государственность и народное единство. Встретилась мне статья с толкованием Покрова как рождении самодержавия. Смысл этого мнения, на мой взгляд, необоснован. Например, попытаемся понять самодержавие как независимость. Тогда нетрудно вспомнить, что Русь и до Андрея Боголюбского была независимой. Если же понимать самодержавие как монархию, тогда придется вспомнить, что все князья Рюриковичи до Андрея Боголюбского были не президентами и не премьерами, а монархами. Ведь монархия имеет не меньше вариантов проявления, нежели демократия, у нее тоже тысячи ликов. Назвать праздник Покрова рождением самодержавия неточно, неясно и непонятно, и уж, по крайней мере, недостаточно.

Перенесение великокняжеского стола из Киева во Владимир, перенесение традиции громадных крестовокупольных храмов, иконописания, Андрей Боголюбский начал борьбу за создание центра церковной и национальной культуры во Владимире, начал новую эпоху русской истории и фактически основал новый народ с новой культурой. Когда люди, одинаково родственные двум (русской и украинской) культурам – митрополит Вениамин (Федченков) и В.Зеньковский (министр по делам вероисповеданий у гетмана Скоропадского) рассуждают о сходстве и различии украинцев и русских, то подчеркивают гораздо более резкие и отчетливые очертания с государственным настроением у русских, а также, безусловно, всепоглощающий своим великолепием ствол русской культуры. И потому шагая по ступеням культуры украинец вынужден с этнографической ступени (Шевченко) шагать на следующую мировую ступень (Гоголь) и становиться русским. И не имея полной школы культуры не может добиться единства духа и государства. Порванная в куски церковь на Украине (кроме униатской еще четыре православных!), двадцать лет голосующая так, что видны несоединимые части ее (восток и запад), страна мучается рождением нежизнеспособного ребенка.

Можно ли сказать, что для нас праздник Покрова носит архивно-воспоминательный характер? Говоря церковным языком, кто про себя скажет: свят есть? Кто скажет, что мы уже воплотили божескую мечту об идеальном народе? Нет, конечно. Задача, какую видел перед собой Андрей Боголюбский, есть построение народа и власти на основах жизни христианской. Ведь нынешнее смутное время на Руси имеет те же корни, что и в прежние времена. Очень точно написал летописец про причины смутного времени эпохи польско-шведской интервенции: «Народишко соблазнился и исподличался». И наше время объяснено этой же фразой: «народишко», т.е. очень многие и очень многие захотели стать не братьями, а господами, не «мизинными» людьми, захотели не трудом добывать хлеб свой, а Остапом Бендером в белых штанах ходить по пляжам Копакабаны. Началась путаница в головах, а из-за этого греха грянули лихие девяностые, и Россия стала элементарно вымирать. У нас и сегодня всего много – и земли, и заводов, и ископаемых, и образования с наукой. И праздник Покрова дает нам задачу как получить «благодать» божью и «милость» богородицы – нужно создать общество не господ, а общество любви, братства и труда, а власть должна иметь своей главной задачей не банки, а труд и обеспечение жизни как основе сохранения и умножения жизни!