×

Пестяковское благочиние



Для человеческого разума совершенно очевидно, что существует бесконечность и вечность. Также совершенно очевидно, что разум неспособен ни понять, ни проигнорировать эти категории. Слово религия происходит от слова религаре, что в переводе означает связь, соединение человека с вечностью. Это соединение – религиозное чувство, оно в значительной степени существует на уровне бессознательного. Религиозное чувство всегда имеет свои корни в бессознательном. Безрелигиозных людей не бывает, так же как не существует безрелигиозных культур.

Кавказский новомученик протоиерей Петр Сухоносов, ещё задолго до своей мученической кончины, рассказывал такой случай, происшедший с ним. К нему пришла незнакомая женщина с просьбой навестить и причастить её умиравшего сына-офицера, и оставила записку с адресом. Отец Петр на другой же день отправился по указанному адресу и нашёл тяжелобольного человека, который действительно оказался офицером. Больной был атеистом и встретил священника с неприязнью и сказал, что никого не приглашал, тем более священника. Удивлённый батюшка показал ему записку. Офицер узнал почерк своей мамы. Отец Петр заметил на стене женскую фотографию, узнал в ней ту самую женщину вызвавшую его причащать больного, и он указал на неё страдальцу. Офицер был поражён: запечатленная на фотографии женщина была его матерью, скончавшейся три года назад. С трудом батюшка уговорил его исповедоваться и причаститься. Вскоре тот человек умер.

Некоторые из прихожан стали поговаривать, что, дескать, плоховато мы стали жить: воровство, цены растут, пенсионный возраст повысили… Когда страна бедствует, люди обычно не жалуются на плохую жизнь, а стараются выжить. Так было до войны и после войны, и в лихие 90-е годы. А когда жизнь налаживается, появляется недовольство и зависть.

Академик Д.С. Лихачёв с большим уважением и любовью писал о крестьянах Поморья. Он говорил, что при общении с ними его удивляла их интеллигентность, чувство собственного достоинства, такта, способность выслушать собеседника, понять его и спокойно, мудро ответить, а ведь все они были без образования. Этот феномен объясняется их глубокой верой. Читая жития святых русских подвижников, удивляешься насколько мудро воспитывали детей русские крестьяне.

Зачем ходить в церковь? Такой вопрос задал не посторонний к вере человек, а вполне верующий. И аргументировал свой вопрос так: подвижники, такие, как Антоний Великий, Макарий Великий, Мария Египетская и многие другие месяцами, годами и даже десятилетиями (Мария Египетская) не ходили в церковь, не исповедовались и не причащались. Жили в пустынях, в горах, в дремучих лесах. Поскольку в истории Церкви было реально большое число отшельников, не посещавших храмы годами, а то и десятилетиями и достигших при этом величайших вершин духовности и святости, не значит ли это, что регулярное посещение храма не является непременным условием жизни православного христианина? Зачем нужна Церковь?