×

Пестяковский приход



Содержание материала


Дополнения – объяснения к рассказу.

Лев VI Мудрый (Философ) – византийский император Македон-ской династии правил с 886 по 912 годы. Во всех славянских житийных списках Св. Андрей Юродивый называется славянином. Он жил 66 лет, скончался в 936 году. Его житие написано Никифором «как видел собственными очами и узнал от славного Епифания, бывшего после архиерея». Ученик Андрея Юродивого Епифаний, по сведениям, стал и константинопольским патриархом. Из жития св. Андрея Юродивого и других текстов остается неясным, от чего надо было охранять – укрывать молящихся, и в каком году произошло это событие. Пишется так: «Знамение было в первой половине Х века, в конце жизни св. Андрея Юродивого». Из текста «Слова на Покров Пресвятой Богородицы» бедствие-причина остается неизвестной, поскольку упоминаются и нашествия иноплеменников, и междоусобные войны, и глад, и мор, и землетрясение, причиной которым являются «умножения грехов наших».

Даты жизни императора и святого показывают, что о русском нападении в 860 году речи быть не может, но в начале Х века в 911 году был русский поход Олега на Византию. Обычно же упоминают как при-чину несчастий нашествие сарацин.

Влахерны – местность в Константинополе на западном углу города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями. Особенно известны были Влахерны по Богородичной церкви, построенной императором Львом I Великим (457–474 гг.), при котором в эту церковь в 474 году положены были честные ризы Пресвятой Богородицы, перенесенные из Палестины. Здесь же вместе с одеждою Богородицы, хранились в златокованом ковчеге омо-фор Ее и часть пояса. Под омофором Богородицы, или правильнее, мафорием по-гречески, разумеется ее головной покров, большое покрывало, которое носила Она на главе своей. Во Влахернской церкви была икона Божий Матери в том виде, как она явилась св. Андрею.

О знамениях-знаках.

И еще одно и весьма существенное о слове «знамение». Средневековый верующий человек, окружающий мир явлений понимал вторичным и производным по отношению к миру горнему, высшему, божественному миру сущностей. Именно в невидимом божественном мире происходят главные течения сущностей и смыслов. И эти глубинные течения на поверхности проявляются как «рябь на волнах», как «знамение-знак» для понимающих, для допущенных. Эта «рябь» может говорить о том, что под «водой» явлений спрятан громадный валун-камень, о который можно разбить корабль жизни, если не понять и не прочитать посылаемые знаки. «Правильно» живешь – увидишь, а «грехов много», то и явленные знаки не поймешь и утонешь.

Мне кажется, что именно в этом объяснение того, что в богословских средневековых текстах нет указания на бедствие-напасть, от которой укрывает богородица. Для верующего человека это не так уж важно, главное – грехов много, а укрывает не всех грешников, но осознавших и избавляющихся от грехов – укрывает молящихся.

И второе замечание о «знамениях». Ученой братии это должно быть близко, поскольку они тоже через массу явлений пытаются увидеть скрытый мир сущностей, причин и следствий. В этой расшифровке скрытого-спрятанного мира сущностей видел великий ученый и богослов отец Павел Флоренский единство научного и религиозного мира, говорил об их родстве и слиянии. Без учета логики знамений мы ничего не поймем в теме. Пытаясь понять логику появления праздника Покрова, на самом деле, приходится расшифровывать логику «знамений», т.е. знаков о скрытых сущностях. Ведь кто-то в «ряби на волнах» увидел тайный каменный опасный порог, а кто-то не обратил внимания на «рябь от мелкого ветерка». Различно прочитанное дает разный смысл.