×

Пестяковское благочиние



Западноевропейские государства возникли непосредственно на землях сокрушенного германскими варварами Древнего Рима, и целый ряд его достижений – в том числе развитую латинскую письменность – эти варварские племена получили в свои руки без всякого труда. Поначалу даже и писали за них вчерашние римляне, уцелевшие среди битв, и лишь через несколько веков латинское письмо было приспособлено к языкам заселивших Западную Европу варварских племён: галлов, франков, англов, саксов и др.

Между тем на землях, где складывалась Русь, никакой письменности не было. Её создали в 863 году византийцы, святые Кирилл и Мефодий. Русь не получила, а обрела, взяла себе письменную культуру, которая достигла у русских высокого уровня уже к середине XI века; к XIII веку на Руси имелись уже сотни тысяч рукописных книг.

Великим благом для Русской Церкви и русского народа было то, что богослужение и церковные книги явились на понятном народу церковнославянском языке. Слава нашим славянским учителям святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, взявших на себя великий труд создания славянской письменности и перевода на славянский язык всего Священного Писания и всех богослужебных книг! Поэтому русский народ с самого начала принятия христианства полноценно просвещается истиной Христовой, в отличии от католических народов, где служба и книги были на непонятном народу латинском языке. Мало этого – как обогатился русский язык благодаря вливанию в него церковнославянского языка!

Почему именно русский язык является самым развитым языком в мире? Потому что ещё с IX века наш язык обогащался, становился удивительно выразительным и гибким под влиянием развитых форм древнегреческого языка Византии. А.С. Пушкин писал: «Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В XI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность».

Появилась масса новых слов (буква, истина, ныне, икона, царь, огурец, свёкла, оладья, уксус, терем, лохань, фонарь, корабль, лампа, тетрадь, школа, педагог, грамота, эхо, герой, политика, диалог, грамматика, арифметика, математика, география, фотография, биология, хроника (и множество научных терминов), ангел (и множество церковной лексики) и множество др., в том числе абстрактных славянских слов, калькированных с византийских понятий). Например, появилось слово со-весть, как калька с греческого слова сун-эйдос. У русичей было понятие – стыд, как вещное понятие, а теперь появилось отвлечённо-идеальное – совесть. Создавались многочисленные парные формы, до сих пор поражающие иностранных переводчиков, которые хотели бы уяснить, чем отличается правда от истины, воля от свободы, стыд от срама, горе от беды, любовь от ласки, добро от блага, грусть от печали, счастье от блаженства, желание от хотения, и многие другие. Великие святые Кирилл и Мефодий, переводя нам Библию, использовали коренные славянские слова! Мир, а не космос; бес, а не демон; сердце, а не кардиа; ум, а не нус; подвиг, а не агония; образ, а не морфе; суд, а не кризис и т.д. Как мощно обогащался наш русский язык за столетия православия! «На протяжении XV – XVI вв., самых «тёмных», по мнению многих, происходили важнейшие изменения в сознании, которые закреплялись в изменениях языка… В языковых формах всё удваивается ЗА СЧЁТ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИХ СЛОВ (которые выделены): голова – глава, сторона – страна, порох – прах, город – град, болого – благо, молод – млад, верста – возраст, вар – жар, гражданин – горожанин, страж – сторож, власть – волость, древо – дерево и десятки других показывают соотношение между конкретно-вещным (город, огород) и отвлечённо-идеальным (град небесный, ограда).

Церковнославянская литературно-языковая традиция, так обогатившая русский язык, утвердилась и развилась в России только потому, что была церковной. Именно поэтому после революции началось гонение на церковнославянский язык, и как начал беднеть наш язык после отмены в 1918 году преподавания в школах церковнославянского языка! Ведь все новые слова раньше удачно образовывались из церковнославянских слов, в силу его отвлечённо-обобщающей специфики, а после 1917 года наш язык стал буквально замусориваться: экспроприация (грабёж), эксплуатация (присвоение), декрет (указ), дебаты (споры), мэр (глава), эксклюзив (особый), муниципалитет (самоуправление), кворум (которых), менеджер (управитель), толерантность (терпение), омбудсмен (уполномоченный), плюрализм (уважение лжи), шопинг (шатание –хождение за покупками) … И прав Зощенко, называя этот лексикон «обезьяним языком», не вызывающим живых впечатлений ни в сердце, ни в уме русского человека.

14 марта в День православной книги в районной библиотеке пос. Пестяки была устроена выставка православных книг

Постепенно возвышенный сокровенный и сакральный церковнославянский стиль, в доверительных отношениях друг с другом, стал заменяться матерщиной... На Руси даже неграмотные смерды осмысленно и сердечно могли воспринимать и воспринимали на слух молитвы «Отче наш», «Песнь Богородице», «Символ Веры», «Иисусову молитву», другие молитвы и тропари и затем вообще все церковные службы. Поэтому и уровень веры у русского народа стал естественно выше. Поэтому русские смерды с XI – XII веков осознавали себя христианами, и стали называть себя и друг друга хрестьянами – (крестьянами). Это самоназвание полностью вытеснило к XV веку самоназвание земледельческого населения «смерды». Внешнее смердящее название, связанное с запахами земледельческого труда, с запахом навоза, пота и земли, сменилось внутренним духовным названием принадлежности ко Христу, к Православной Церкви.

Будем помнить, что борясь за православие, мы боремся в том числе и за русский язык!

Дамы и господа – вальс!

18 февраля в пестяковском духовно-эстетическом центре (ДЭЦ) «Чадушки» состоялся традиционный Сретенский бал. Посмотреть, чего достигли за год воспитанники центра, собрались родители и многочисленные гости. Воскресным вечером в главном зале ДЭЦ «Чадушки» царила праздничная и торжественная атмосфера – юные дамы в красивых платьях, кавалеры в костюмах придавали вечеру романтический оттенок. Сретенский бал приобрел статус традиционно-ежегодного, собрал множество гостей.

Открыла встречу ведущая, О.П. Макарова – пригласила собравшихся на бал, который был посвящен христианскому празднику Сретение Господне. Под старинную музыку под общие аплодисменты в зал «вплыли» парами сначала старшие, а затем младшие воспитанники духовного центра. На лицах торжественно шествовавших детей играли улыбки, ребята были преисполнены гордости, что им выпала честь участвовать в таком красивом, значимом мероприятии. К слову, некоторым воспитанникам такая возможность выпала впервые. Представители воскресной школы рассказали о Сретенье, одном из главных 12 христианских праздников, символе встречи Старого (Ветхого) и Нового Заветов. Рассказ сопровождался видеопрезентацией, подготовленной педагогами центра.

Воспитанники центра представили программу, в ходе которой продемонстрировали часть того, чему научили их преподаватели ДЭЦ «Чадушки». Открыли творческую составляющую бала Евгения Гоголева и Юлия Грудинина романсом «Я помню вальса звук прелестный…» под аккомпанемент фортепьяно Л.З. Иудиной. «Дамы и господа – вальс!» – с этими словами ведущей в вальсе закружились танцующие юные пары. Старинный танец стал украшением бала.

О.П. Макарова представила гостей званого вечера – главу Пестяковского района А.А. Самышина и помощника депутата Ивановской областной Думы В.С. Гришина Л.В. Робустову. Любовь Владимировна выступила перед собравшимися, напомнила об исторических корнях здания, в котором функционирует центр, выразила надежду, что линия исторического и культурного прошлого будет и дальше воплощаться и развиваться в деятельности ДЭЦ «Чадушки». Депутат Пестяковского сельского поселения поздравила собравшихся с праздником, сделала центру духовного просвещения детей подарок в 100 тыс. рублей на ремонт и развитие материально технической базы «Чадушек». В знак благодарности родители воспитанников вручили Л.В. Робустовой цветы.

В литературной гостиной вечера Д.А. Кондин прочитал свои стихи. Собравшиеся насладились чарующей музыкой фортепьяно, на котором Дарья Боршнякова исполнила «Прелюдию Генриха Пахульского». И вновь танец, парный «Первый катильон». «Катильон» - это французское название старинных бальных игр, по сути «Первый катильон» напоминает всем известную русскую народную игру «Ручеёк». И вновь перед собравшимися прозвучала тема любви… «Любовь – это жертвенность и самоотречение…» - этими словами О.П. Макарова дала начало театрализации истории любви императора Николая Александровича и Александры Федоровны в исполнении Анастасии Коневой, Анны Бондаревой и Александра Кузьмина. Слова и выступления детей были наполнены любовью, детской непосредственностью и осознанием значимости исторических событий, о которых рассказывали юные актеры. Все выступления «чадушек» награждались заслуженными аплодисментами собравшихся. Клиросный квартет под аккомпанемент гитары Д.В. Боршнякова завораживающе исполнил романс «На заре ты её не буди…». Воспитанники продемонстрировали гостям вечера еще один парный бальный танец, популярный в конце 19 века – «Мазурку». Кавалеры с бравой выправкой, дамы – с истинно женской грацией двигались в ходе танца. Юные представители сильного пола под музыкальное сопровождение гитары исполнили для слушателей песню «Ваше благородие». Песня была воспринята в зале более чем успешно – зрители подпевали исполнителям и наградили их бурными аплодисментами. Заводной танец «Катильон №2», в котором его участники менялись своими партнерами, не оставил никого равнодушным – на лицах танцующих и зрителей сияли улыбки.

«Сретенье –это первая встреча зимы и весны, с ним связано много примет», - о приметах, а также праздновании Масленицы рассказала ведущая, пригласила взрослых и ребят немного поиграть. Родители и их дети разделились на 2 команды, по заданиям О.П. Макаровой построились по росту, начальным буквам имени, затем вопитанники приняли участие в «петушиных боях». А какой праздник без цыган?

Под переборы и напевы в зале появились цыгане – яркие юбки, красные рубахи, «красавица, дай погадаю» - маленькому табору соответствовали все атрибуты праздничного выступления представителей этого народа. В исполнении цыган прозвучали романсы «Мой костер в тумане светит» и «Мохнатый шмель». Танец «Цыганочка» стал кульминацией череды ярких номеров в исполнении воспитанников духовно-эстетического центра. «Цыганам – Браво!», - зрители наградили участников, порадовавших своими выступлениями, долгими аплодисментами.

Под занавес мероприятия выступил глава Пестяковского района А.А. Самышин. «Я очень горд за наших детей – они достигли значительных успехов в различных науках и творчестве. Такие встречи повышают самооценку, дают стимул для дальнейшего развития. Рад, что стены здания продолжают слышать детские голоса. Спасибо вам!», - поблагодарил за работу педагогов и воспитанников центра глава района и уточнил, что администрация муниципалитета постарается оказать помощь «Чадушкам» в решении каких-то вопросов. Е.В. Сутягина высказала слова благодарности супругам Боршняковым за деятельность по духовному развитию и воспитанию детей, вручила цветы, родители хором трижды проскандировали «Спасибо!» Анне Игоревне и Дмитрию Викторовичу Боршняковым. Сретенский бал закончился общим чаепитием с блинами и сладостями.

Д. Кондин.
Фото автора.

В соответствии с Распоряжением Правительства Ивановской обл. от 16.09.2014 г. № 208-рп «Об утверждении межведомственной программы патриотического воспитания и подготовки молодёжи Ивановской обл. к военной службе на 2014 – 2018 годы» и по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Иосифа, на территории Ивановской области проводится XVIII Областной фестиваль детского творчества «Рождественский подарок», посвящённый празднику Рождества Христова (07.01.2018 г.)

В Пестяковском районе создан оргкомитет для проведения данного фестиваля. Девиз фестиваля: «Через творчество – к православной нравственности». Во вторник 12 декабря комиссия, в составе начальника отдела культуры районной администрации Гониловой О.П., инспектора районного отдела образования Пронюшкиной Г.Ю., благочинного Пестяковского округа протоиерея Игоря Иудина, совершила осмотр и оценку творческих работ детей Пестяковского района.

Осмотр начали с Детского сада «Солнышко». Здесь, как и в прошлые годы, очень много творческих работ: рисунков, аппликаций, поделок ангелов, вертепов, снежинок, ёлок. В Доме детского творчества тоже очень много интересных работ: рисунков, тематических вышивок и кружев, сочинений, стихов о Рождестве. В Детском саде № 1 работ не очень много. Много интересных творческих работ представила Пестяковская средняя школа.

Вот представленные работы:

Дети Воскресной школы «Чадушки» готовят к Рождеству Христову спектакль «Аленький цветочек» и «Морозко». Кроме этого, детский клиросный хор Воскресной школы готовит Рождественскую службу под руководством регента и катехизатора Боршняковой Анны Игоревны. Постановкой спектакля занимается директор Воскресной школы Боршняков Дмитрий Викторович. Свой первый спектакль они покажут на епархиальном фестивале в г. Кинешма, затем выступят в ДК посёлка Пестяки и на областном фестивале в городе Иваново. Поступило приглашение на выступление в с. Парское. Но существует проблема с транспортом для участников спектакля (35 человек).

Отчёт Пестяковского благочиннического округа о проведении XVIII областного фестиваля детского творчества «Рождественский подарок»

  1. В Пестяковском благочинии был создан районный оргкомитет фестиваля при администрации муниципального Пестяковского района, в который вошли:

    • Начальник районного отдела образования Г. Ю. Соколова
    • Начальник районного отдела культуры, молодёжной политики и спорта О. П. Ганилова
    • Благочинный Пестяковского округа прот. Игорь Иудин
    • Ведущий специалист отдела образования Г. Ю. Пронюшкина
    • Ведущий специалист отдела культуры, молодёжной политики и спорта Е. Н. Неганова
    • Директор Районного Дома Культуры Л. Г. Костерина
    • Директор Дома Детского творчества А. М. Лобова
    • Директор Центра «Чадушки» Д. В. Боршняков
  2. Благочинный Пестяковского округа прот. Игорь Иудин, как всегда, является членом оргкомитета фестиваля
  3. В результате работы оргкомитета:

  4. Все образовательные учреждения района получили Положение о проведении фестиваля.
  5. К участию в фестивале были привлечены все образовательные учреждения района, а так же РДК.
  6. По посёлку участие в фестивале приняли все 4 образовательные учреждения:

    • МБОО Пестяковская СШ
    • МКУДО «Пестяковский Дом детского творчества»
    • МКДОУ детский сад «Солнышко» п. Пестяки
    • МКДОУ детский сад №1 п. Пестяки

    По району участие в фестивале приняли все 3 образовательные учреждения:

    • МКОУ Филятская ОШ
    • МКОУ Нижнеландеховская ОШ
    • МКОУ Беклемищенская НШ-ДС
  7. Всего в фестивале приняли участие 181 человек, из них 52 победителя.
  8. Воскресная школа «Чадушки» при Успенском храме п. Пестяки приняла активное участие в фестивальных мероприятиях:

    • Старший состав детского клиросного хора, под руководством регента А. И. Боршняковой готовит Рождественскую службу в храме, которую они будут служить: 6 января в 15-30 Всенощную, в 23-00 первую ночную литургию. И совместно с младшим составом детского клиросного хора 7 января в 9-00 будут служить вторую утреннюю литургию.
    • К реализации традиционного ежегодного проекта «Мой родной любимый храм в праздник Рождества Христова» идёт активная подготовка. Идею проекта с энтузиазмом поддержали взрослые прихожане.
    • Руководителями ВШ совместно с работниками РДК разрабатывается сценарий итогового районного фестивального мероприятия с награждениями.
    • Дети ВШ «Чадушки» под руководством своих руководителей готовят рождественскую сказку к итоговому районному мероприятию для детей района.
    • К участию в итоговом районном мероприятии активно привлекаются руководители творческих коллективов (Музыкальной школы, Дома детского творчества и РДК), которые должны предоставить свои концертные номера для концерта.
    • Дети ВШ «Чадушки» готовятся к участию в благотворительной Архиерейской ёлке в г. Кинешма.
    • Дети ВШ «Чадушки» готовятся к участию в областном фестивале «Рождественский подарок» в г. Иванове.
  9. Проведение районного итогового фестивального мероприятия планируется на 14 января 2018 года в РДК, куда будут приглашены благочинный Пестяковского округа прот. Игорь Иудин, Глава муниципального Пестяковского района А. А. Самышин и Глава Пестяковского муниципального поселения С. В. Баров. Традиционно они выступают с приветственным словом к участникам фестиваля и жителям посёлка. После этого следуют праздничный концерт и Рождественская сказка, после чего будут вручены грамоты и подарки победителям районного фестиваля, а также сладкие призы всем участникам фестиваля. На таком уровне фестиваль проводится уже 8-ой год, собирая полный зал зрителей. Это мероприятие очень способствует воцерковлению людей и сближает церковные и светские структуры.
  10. Ежегодно, после проведения итогового фестивального мероприятия, оргкомитет фестиваля собирается для подведения итогов своей работы, где озвучиваются возникшие проблемы, минусы или, наоборот, плюсы и положительные моменты в работе оргкомитета. Отслеживается ежегодное количество участников фестиваля, качество и уровень работ. Анализируются причины тех или иных показателей и делаются соответствующие выводы. Вот таким образом и осуществляется мониторинг работы по проведению фестиваля в Пестяковском районе.
  11. Перечень проведённых и планируемых на территории благочиния мероприятий в рамках первого и второго этапов фестиваля:

    • 27.11. Встреча благочинного Пестяковского округа прот. Игоря Иудина и руководителя ВШ «Чадушки» Д. В. Боршнякова с руководителями районного отдела образования Г. Ю. Соколовой и районного отдела культуры, молодёжной политики и спорта О. П. Ганиловой для утверждения состава оргкомитета фестиваля и назначения даты первого собрания оргкомитета.
    • 28.11. первое заседание оргкомитета фестиваля, определение плана работы, назначение ответственных лиц за определённые мероприятия.
    • С 28.11. по 01.12. – обеспечение всех образовательных учреждений Положением о проведении фестиваля.
    • С 28.11 по 04.12. – встреча благочинного прот. Игоря с учащимися средних и младших классов Пестяковской школы.
    • 14.12. – Организационное собрание с родителями и детьми ВШ «Чадушки», ознакомление с Положением о проведении фестиваля.
    • 14.12. – второе заседание оргкомитета; оценивание оргкомитетом творческих работ участников фестиваля, определение победителей.
    • 17.12. – отправка работ победителей на областной фестиваль.
    • С 01.12. по 05.12. - разработка и утверждение проекта «Мой родной любимый храм в праздник Рождества Христова».
    • С 06.12. по 06.01. – работа по реализации проекта «Мой родной любимый храм в праздник Рождества Христова».
    • С 01.12. по 22.12. – разработка и утверждение сценария итогового фестивального мероприятия в РДК.
    • 22.12. – третье заседание оргкомитета; утверждение сценария итогового фестивального мероприятия в РДК.
    • С 06.12. по 06.01. – работа с детьми ВШ по подготовке Рождественской службы в храме, итогового фестивального мероприятия в Пестяковском РДК, а также работа над рождественской сказкой.
  12. План фестивальных мероприятий на январь - февраль 2018 года:

    • С 06.01 по 07.01. – Рождественские службы в храме. Ответственное лицо: регент храма Боршнякова А.И., тел. 8 910 989 77 66.
    • 08.01. – поездка детей, родителей и руководителей ВШ в г. Кинешма для участия в благотворительной Архиерейской ёлке. Ответственное лицо: руководитель Центра «Чадушки» Д. В. Боршняков, тел. 8 980 738 30 88.
    • 10.01. – поездка детей, родителей и руководителей ВШ в г. Иваново для участия в областном фестивале «Рождественский подарок». Ответственное лицо: руководитель Центра «Чадушки» Д. В. Боршняков, тел. 8 980 738 30 88.
    • 14.01. – итоговое районное фестивальное мероприятие в п.Пестяки с награждением победителей и участников фестиваля. Ответственное лицо: руководитель отдела культуры, спорта и молодёжной политики Гонилова О.П., тел.8 962 158 74 41.
    • 17.01. - показ рождественской сказки в ДОУ «Солнышко». Ответственное лицо: руководитель Центра «Чадушки» Д. В. Боршняков, тел. 8 980 738 30 88.

Благочинный Пестяковского округа
протоиерей Игорь Иудин

07.05. В РДК состоялось итоговое мероприятие фестиваля «Светлый праздник». Клиросный детский хор Воскресной школы на сцене вместе с поднявшимися со своих мест зрителями спели Пасхальный тропарь, а затем великолепно исполнили три номера: «Свете тихий» распева Валаамского монастыря, «Хвалите Господа с небес» композитора Римского-Корсакова, тропарь «Христос Воскресе» греко-славяно-латинского распева – на греческом, латинском и русском языках. Были вручены награды победителям конкурса фестиваля. Затем были танцевальные номера от разных коллективов – РДК, ДДТ и от нашей школы «Чадушки» очень здорово исполнили три танца. Младшая группа танцевали «Неваляшки», а старшая – народный танец «Тимоня» и современный танец «Новый день», очень красивый современный танец, но без тех пошлых телодвижений, которыми насыщено телевидение и которые всем уже изрядно опротивели и надоели своими маньячно-сексуальными дёрганиями. С этой же программой «Чадушки» выступили в РДК 9 мая, в День Победы. А начался этот день в храме с благодарственного молебна, благодарили Бога о дарованной нам победе в Великой войне почти со всей Западной Европой. Затем был Крестный ход к аллее Славы, куда шествовали вместе с «Бессмертным полком".

К празднику Пасхи Нижегородский мастер иконостаса Николай Юшков изготовил и установил ещё три резные колонны с позолотой (но ещё без капителей). С каждым праздником иконостас алтаря в честь свт. Николая Чудотворца становится более торжественным. Регент клиросного хора Анна Боршнякова ездила за цветами в Иваново и великолепно украсила ими праздничную икону, подставки с цветами у иконы и у Царских Врат. У Царских Врат из гвоздик сделала пасхальные яйца с праздничными буквами (Х В).

Над Царскими Вратами у нас появилась икона «Тайная вечеря», её написали иконописцы из Мстеры.

Праздничным оформлением в притворе храма занимались под руководством Мариховой Елены Николаевны и Лобовой Александры Михайловны: Купцова Наталья Владимировна, Баринова Елена Павловна, Сальникова Наталья Юрьевна, Биткина Елена Сергеевна, Минутина Нина Юрьевна, Турыгина Любовь Владимировна. Они изготовили аппетитный кулич огромного размера и пасхальные яйца.

Храмы и ангелов нарисовала Грудинина Оля.