×

Пестяковский приход



Содержание материала


Икона Владимирской божьей матери.

Икона была написана Лукой и принесена богородице. Мария, рассмотрев ее, сказала: «Благодать рожденного мной и милость моя будут с этой иконой!» Икона не удержалась в Иерусалиме, Византии, Киеве. Она была перевезена в 450 году при императоре Феодосии в Константи-нополь, а в 1130 константинопольский патриарх Лука Хризоверг привез ее в дар в Киев Юрию Долгорукому (по другим версиям была привезена дочерью византийского императора Константина Мономаха Ириной, матерью Владимира Мономаха, или ее привезла вторая жена Юрия Долгорукого византийская царевна Ольга в дар своему мужу). «Благодать божья» и «милость» богоматери, соответственно, передвинулись тоже. Ее поместили в Вышгороде (по сути дела, пригороде Киева) в храм женского монастыря. И хотя, как писал Пушкин, нравы Византии никогда не были нравами Киева, однако и здесь было неблагополучно.

Род Рюриковичей.

Киевской Русью, как известно, правил род Рюриковичей. Именно так – не просто Рюриковичи, а – род Рюриковичей. Княжества и города располагались по старшинству, и старший в роде княжил в Киеве (великий стол), следующий по старшинству в Чернигове, и далее Полоцк, Новгород, Ростов и т.д. В случае смерти старшего, все по старшинству по лестнице передвигались как в домино, и эта передвижка затрагивала всю Русь. Род рос, умножался, ветвился – Святославичи, Ольговичи, Мстиславичи, Изяславичи, Ярославичи и т.п. Старшинство делалось сомнительным, ибо сын старшего в роду мог быть младше по годам нежели дядя, несмышленыш «управлял» бородачами. У бояр была та же история – мерялись бородами, родами, старшинством, силой, умом, богатством. И прозвища у князей были показательны – Славный, (или – слав: Святослав, Изяслав, Мстислав, Вячеслав, и т.п.), Гордый, Храбрый, Сильный.

Правление рода не было русской особенностью. Сразу приходит на ум древнегреческий философ Демокрит. Получив большое наследство, он его потратил на многолетние путешествия и научные изыскания. И когда вернулся в родные Абдеры, то горожане подали на него в суд за растрату родового богатства. У Демокрита все кончилось хорошо: он доказал, что потратил средства не напрасно, а на приобретение знаний. Сограждане поняли, простили и поставили памятник Демокриту. Но и эта история подчеркивает: сознание человека того времени привыкло считать единицей жизни род, а человек есть лишь продолжение и выражение рода. Его честь и слава – честь и слава рода. Однако этот принцип вступил в противоречие с реалиями жизни Руси.

Русь «разодралась».

Страшно звучит фраза летописи: «Вся земля Русская разодралась тогда». Изучая события тех лет так и хочется спросить: что вы делаете, люди русские? Наиболее развитая страна того времени (Гардарикой – страной городов звали ее норманны), страна массовой грамотности (выше только Византия) – разодралась! Ведь пройдет немного времени, и в 1204 году под ударами западных крестоносцев падет Царьград-Константинополь. Запад начнет свой «поход на Восток» и крестовые по-ходы на славян. Чуть позже – в 1223 году – произойдет битва на Калке, и татары впервые жестоко побьют превосходящее их численностью русское войско, объединенное на словах, но разобщенное гордыней власть имущих. А немного позже – нашествие Батыя, и души уже будет волновать не слава, а отчаяние. Лишь к середине XVII века восстановится численность русского населения и количество ремесел, и будут как-то преодолены последствия татарского ига. Однако вместо единства на Руси – междоусобная бойня.

После смерти Владимира Мономаха черниговский князь Всеволод Ольгович в 1143 году выгнал третьего сына Мономахова Вячеслава и взял Киев оружием. В 1146 году Всеволод умер, киевляне низложили его брата-наследника Игоря, и избрали Изяслава Мстиславича. Ольговичи вступились за Игоря, начали войну, и киевляне убили Игоря. Юрий Долгорукий, младший сын Мономаха, выступал против старшего брата Мстислава, считая его уступчивость слабостью и уроном власти рода, потому неоднократно из родной суздальской земли приводил войска на Киев. Великий киевский стол вместе с городом много раз переходил то к Юрию, то к сыну Мстислава Изяславу. Киевские горожане не молчали, а усугубили свару, то одного выгонят, то другого поддержат. По смерти Изяслава в 1154 году Юрий занял Киев. Были еще войны из-за Новгорода, Полоцка, Луцка, Рязани, Мурома, Переяславля и т.п. Князья приводили с собой на Русь поляков, половцев, булгар, торков... Когда в 1169 году суздальское войско взяло Киев, то город был разграблен и сожжен в продолжение двух дней, не было пощады ни старым, ни малым, ни полу, ни возрасту, ни церквам, ни монастырям. Ведь в свое время после смерти Юрия Долгорукого в 1157 году киевляне перебили у себя всех суздальцев. В 1170 году рать смолян, суздальцев, рязанцев, муромцев и полочан пошла на Новгород, осадили город. На 300 верст в округе все разграбили, и все же нападавшие были биты, бежали. Пленных было так много, что их продавали за бесценок (по две ногаты – стоимость овцы). Страшная и удручающая картина!