×

Пестяковский приход



Содержание материала


Икона Владимирской божьей матери.

Икона Владимирской Божьей Матери начала самостоятельную жизнь как знак милости богоматери и благодати божией над Русью как уделом богородицы. Не будем переписывать исцеления и чудотворения иконы, стоит упомянуть ее лишь как знак и значение в ключевые периоды русской истории. Известно, что в 1237 году татарские орды взяли Владимир и соборную церковь сожгли вместе с людьми. Икона же удивительным образом осталась цела. В 1380 году перед битвой на Куликовом поле князь Дмитрий Донской молился образу Владимирской божьей матери. Владимирскую икону божьей матери призвали на помощь москвичи и встречали ее 26 августа 1396 года на месте нынешней Сретенки (Сретенского монастыря) с надеждой на спасение от нападения Тамерлана (Темир-Аксака). И Тимур неожиданно ушел из под Москвы. В па-мять об этом был установлен праздник Владимирской божьей матери 26 августа. С тех пор икона в Москве. В 1480 году похожим неожиданным образом ушел с реки Угры хан Ахмат с большой татарской ордой. Опасность с Москвы была снята, и татарское иго закончилось: «предстательством Пресвятые Богородицы совершилось дивное чудо – страх напал на татар, и они, боясь друг друга, бежали, никем не гонимые». В память об этом был установлен новый праздник в честь иконы Владимирской Божьей матери 23 июня.

Перед этой иконой совершались избрания на Первосвятительскую кафедру и Патриархов русской церкви.

Нижний Новгород и Покров.

Связь Покрова и нижегородского ополчения каким-то непонятным образом осталась непроясненной. И в то же время напрашивается вопрос: неужели Покров богородицы блестяще отсутствовал в период величайшей смуты на Руси в 1612 году? Мне кажется, что об этом стоит хотя бы подумать, если уж искать знаки и пытаться понять их значения.

Первый знак – это улицы Большая и Малая Покровские, названные так по приходу церкви Покрова Пресвятые Богородицы. Храм этот впервые упоминается в Писцовой книге 1621 года без всякого уточнения типа «новопостроенный». Уже из этого следует, что он существовал в период Смутного времени. И если Кузьма Минин говорил свои зажигательные речи в церквях (и уж, конечно, не в одной), то, скорее всего, он произносил свою проповедь нижегородцам и в этом храме. Конечно, можно сказать, что это мои домыслы, но догадки, на мой взгляд, близки к истине. И тогда стоит обратить внимание, что крест Покровских улиц основанием имеет Кремль и площадь Минина (Благовещенскую), а вершина через современную площадь Горького и площадь Лядова указывает на Москву. Современному читателю стоит напомнить, что сегодня мы едем в Канавино на Московский вокзал, а оттуда в Москву. В XVII же веке из Нижнего в Москву и Ярославль надо было двигаться вдоль Оки вне города, а в самом городе по Большой Покровке.

Маловероятно, что церковь Покрова построили после 1612 года. Напомню, что шайки бандитов, своих и иностранных, военные отряды бродили по стране еще долго, деньги нижегородцев ушли на ополчение, и не очень быстро восстанавливалось благополучие. Построить большую каменную церковь стоит дорого, поэтому вряд ли это было после Смутного времени и до 1621, до упоминания в Писцовой книге. Но… даже если так. Любой прикинет, что для религиозного православного человека борьба с польско-шведской интервенцией была войной за Русь святую, за удел богородицы и за ее Покров! Поэтому в любом случае Покровские улицы, приход и храм Покрова Пресвятой богородицы сопряжены с освободительной борьбой нижегородского ополчения и, по крайней мере, один из отрядов ушел из Нижнего по Большой Покровке.

Кстати, обратите внимание на следующее обстоятельство. Нижний Новгород – единственный большой город России, в котором главная улица имеет название от Покрова Пресвятой Богородицы. Невский, Крещатик, Тверская есть в Питере, Киеве, Москве, но крест Покровских улиц только у нас. И думаю, это не случайно. Во все века русской истории и все время своего существования Нижнему и нижегородцам приходилось выдерживать и выстраивать под напором главных задач государ-ства, создавать и поддерживать стержни государства. Будет ли это борьба со Степью, будет ли это ярмаркой, или освоением Казани, Астрахани, Сибири, борьбой с поляками и шведами, создавать ли оборонный щит страны, – все эти задачи не дадут заснуть и расслабиться, решение проблем потребует предельного напряжения сил. Дома в Нижнем каменные, люди железные, но и праздник Покрова – наш, свой, нижегородский!

И второе обстоятельство – знак. Сегодня при воспоминании о нижегородском ополчении говорят об иконе Казанской божьей матери. На мой взгляд, налицо фантастическое преувеличение. Эта икона была символом первого ополчения, не освободившего страну. Она найдена в Казани в 1579 году. В 1904 икона похищена и не найдена, предположи-тельно сожжена. Думаю, что 4 ноября – праздник Казанской Божьей Матери не отменяет, а лишь подчеркивает значение Владимирской иконы и праздника Покрова. 4 ноября 1612 года освободители вошли в Китай-город, а в Кремль вошли 7 Ноября и были встречены архиепископом Арсением с иконой Владимирской божьей матери в руках. Вот тогда ополчение пало на колени – Покров Богородицы над ним! На самом деле символично и знаменательно – начав движение на Покровке, закончили движение в Московском Кремле под той иконой, которая дала название празднику Покрова Пресвятой Богородицы.