×

Пестяковский приход



Брак – это седьмое таинство из семи таинств Святого Духа. Муж и жена со степенью родства равной нулю объединились в едину плоть, соединённую Богом. «Да будут два в едину плоть. И что Бог соединил, человек да не разъединяет». В этом таинстве, от вечности, а не только от мужа и жены, во чреве матери произошло рождение человека, рождение его души и тела одновременно. И вот душе этого человека уже во чреве Бог дал талант (любви), и поставил перед ним задачу возрастания этого таланта, чему с самого начала должны помогать отец с матерью. Период внутриутробного вынашивания является не менее ответственным, чем период младенчества, отрочества, юности, т.к. в этот первый период закладывается фундамент человека: физический, эстетический, социальный и даже нравственный.

Спорят и всегда спорили о бессмертии души. Великий русский мыслитель Алексей Фёдорович Лосев утверждает, что «бессмертие души есть примитивнейшая аксиома диалектики. В самом деле: 1) диалектика гласит, что всякое становление вещи возможно только тогда, когда есть в ней нечто нестановящееся; 2) душа есть нечто жизненно становящееся (человек мыслит, чувствует, радуется, страдает и т.д. и т.д.); 3) следовательно, в душе есть нечто нестановящееся, т.е. жизненно вечное» (1, с. 260), которое является основой для становления души. Что же это за нестановящееся, вечное? Это корень личности, ипостась человека, его внутреннее Я.

Русские религиозные философы всегда подчёркивали сверхвременную природу нашего Я. Если сравнить фотографии человека в детстве, в зрелом возрасте и в старости – это совершенно разные, казалось бы, совершенно непохожие люди, но их объединяет это интимное и совершенно неизменное Я, которое никто ни с кем не спутает.

Сверхвременную природу нашего Я лучше и глубже раскрыл русский философ Л.М. Лопатин, указавший на то, что само «сознание времени возможно в нас лишь потому, что наше Я, имеющее это сознание времени, стоит над временем. Чтобы «сознавать время, надо быть вне его потока, т.к. сознание времени всегда нам присуще, то это с полной очевидностью вскрывает сверхвременную природу нашего Я. А это значит, что бытие нашего Я само не подчинено времени; сверхвременная природа нашего Я, не уводя нас от порядка времени, являет нам независимость от времени. Поэтому смерть не может затушить в нас этот свет» (2).

В смерти, как и в зачатии, волен только Бог. Бог забирает душу, когда она выполнила (или не выполнила) данную ей задачу о талантах и готова к будущей жизни. Смысл жизни человека в этом мире в «стяжании духа мирного», по слову прп. Серафима Саровского, Духа мира и любви. «Разве вы не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят: а этот храм – вы» (1 Кор., 16-17). И во младенчестве ребёнок – храм Божий, и во чреве – несомненно храм Божий со свои внутренним Я. Если мы совершили аборт, мы погубили душу, не дали ей развиться и выполнить свою жизненную задачу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.Ф. Лосев. Диалектика мифа. Дополнение к диалектике мифа. М., 2022.
  2. Зеньковский В.В. Апологетика. Рига, 1992.