×

Пестяковский приход



Содержание материала


Андрей Боголюбский.

Заканчивает киевскую эпоху и начинает новую владимирско-московскую эпоху князь Андрей Боголюбский. Он родился в Суздале в 1110 и погиб в Боголюбове в 1174 году. Князь любил родную северо-восточную Русь и не любил киевские нравы, смуту и распрю. Старший сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха был смелый воин, смелость и ратное искусство неоднократно показывал в войнах. Однако войну не любил, рассматривал ее как неприятную необходимость. Андрей Боголюбский был, безусловно, очень верующим и знающим христианином, и даже, как подчеркивают письменные свидетельства того времени, «нищелюб», а вот к боярам строг. Много строил городов, монастырей и церквей. С его именем связано строительство в Северо-восточной Руси городов Конятина (1132), Юрьева Польского (1152), Москвы (1147), Костромы (1152), Дмитрова (1154), Боголюбова (1155). Именно Андрей Боголюбский после взятия его войсками Киева в 1169 году перевел великокняжеский стол во Владимир, сломав и упразднив родовой строй (по крайней мере, нанес ему смертельный удар), строптивых бояр или заточил, или изгнал. В 1164 году Андрей Боголюбский учредил праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 1174 году князь Ан-дрей убит в результате боярского заговора. Жизнеописание его известно, порекомендую желающим великолепную книгу А.Соколова «Первый собиратель Великой Руси» (Н. Новгород–2009). Нас же интересует праздник Покрова, зачем он учрежден, почему прижился и какой в нем смысл.

Андрей Боголюбский, знамения и праздник Покрова.

Заняв в 1154 году Киев Юрий Долгорукий посадил Андрея править в Вышгороде. Но не нравилось князю Андрею в Киеве, где господствовали смута и распри, общая взаимная нелюбовь. Неприязнь жителей к отцу его Юрию переносилась и на него: ни у кого ни с кем мира нет, все княжения запустели, на родине в Суздальской земле все казалось лучше и спокойнее. Молился он в храме перед иконой Божьей Матери, написанной евангелистом Лукой, пытаясь найти выход из неприятного положения, и пришло ему знамение. Как рассказывают, икона не стояла на своем месте в храме, то зависала в воздухе, то оказывалась в другом месте, а в алтаре повернулась лицом к выходу. Князь понял, что не хочет Богородица быть здесь, хочет уйти, ибо нет божьей благодати в этом месте смут и распрей. Князь решился на поступок и нарушение воли отца. Он берет икону и со спутниками (священник Николай и дьякон Нестор, церковные крылошане, ближние) самовольно уезжает на родину. Отец его Юрий Долгорукий очень на него негодовал. Этот поступок дал новый путь Руси. Интересно, что Андрей нарушил традицию, не подчинился отцу, сломал привычный порядок и оказался прав. Мне кажется, что его поступок сродни другому нарушению: монах не имеет права брать в руки оружие, но Сергий Радонежский посылает монахов Пересвета и Ослябю на бой. И в этом – высшая правда!

Как известно, кони, везшие повозку с иконой и князем встали под Владимиром и не двигались с места. Заночевали. А ночью князю Андрею привиделась Богородица и сказала: «Не хочу быть в Ростове, хочу быть здесь во Владимире». Это знамение определило еще одно важное решение. Ростов – столичный город со спесивым боярством. Суздаль – княжий город с дружиною, а Владимир в то время даже не полноправный город, а скорее ремесленный поселок, где ни бояр, ни дружинников, а только простые «мизинные» люди. Видимо, душа князя предвкушала будущие проблемы с родовитыми боярами, воеводами да дружинниками, опять, как в Киеве, спесь и распри.

На месте, где встали кони, был заложен Боголюбов городок, любимая княжеская усадьба (отсюда прозвище Боголюбский), а во Влади-мире заложен громадный крестовокупольный Успенский собор ради иконы Божьей матери. Икона получила имя Владимирской иконы Божь-ей матери. Начинается великолепный период. Владимир преображается в столичный город. Соборы и Золотые ворота, новые стены и валы вос-хищают. Население многократно растет. В то же время Андрею Боголюбскому приходится решать и политические задачи. В 1157 году умирает отец Юрий Долгорукий, князя Андрея «величают» на Ростово-Суздальский престол и княжение, он проводит все необходимые обряды в Ростове, но тут же по окончании уезжает во Владимир. В 1162 – большая война с половцами. В 1164 – большая война с волжскими булгарами. Бои были трудные, весы клонились то в одну, то в другую сторону. Это был последний боевой поход, в котором личное участие принимал Андрей Боголюбский. Поклонился иконе Владимирской божьей матери князь после боя, и по его указу с 1164 года был учрежден праздник По-крова Пресвятой Богородицы как знак того, что богородица под свой покров взяла Святую Русь. В 1165 был основан первый храм в честь Покрова – «Покров на Нерли».