×

Пестяковское благочиние



Однажды Пушкин сидел и беседовал с графом Ланским, причём оба подвергали религию самым едким и колким насмешкам. Вдруг к ним в комнату вошёл молодой человек, которого Пушкин принял за знакомого Ланского, а Ланский за знакомого Пушкина. Подсев к ним, он начал с ними разговаривать, причём совершенно обезоружив их своими доводами в пользу религии. Они не знали даже, что сказать, и, как пристыженные дети, молчали, и, наконец, объявили гостю, что совершенно изменили свои мнения. Тогда он встал, и простившись с ними, вышел. Некоторое время собеседники не могли опомниться и молчали; когда же заговорили, то выяснилось, что ни тот, ни другой незнакомца не знают. Тогда призвали многочисленную прислугу, и те заявили, что никто в комнату не входил. Пушкин и Ланский не могли не признать в приходе гостя чего-то сверхъестественного, тем более, что при первом же появлении незнакомец внушил к себе какой-то страх, обезоруживший их возражения. С этого времени оба они были гораздо осторожнее в своих суждениях относительно религии.

Современник прп. Сергия Радонежского, свт. Стефан, просветитель Перми, будучи в царствование св. Великого князя Дмитрия Ивановича Донского епископом, обращённого им в христианство Зырянского края, спешил в 1390 году в Москву просить князя обуздать своих чиновников, угнетавших его паству тяжкими поборами. На пути в Москву он проезжал в девяти верстах от Троицы, где подвизался прп. Сергий. Св. Стефан всем сердцем стремился повидаться с ним, но, спеша в Москву, отложил свидание до обратного пути, на этот же раз послал подвижнику своё послание издали, с перепутья, за девять км до прп. Сергия. Остановив лошадей, он слез с повозки, сотворил молитву и, духовно созерцая великого подвижника, поклонился ему до земли. В этот момент св. Сергий вместе с братией сидел за трапезой и, прозрев духовное приветствие Стефана, тотчас встал и ответил ему таким же приветствием, торжественно сказав изумлённой братии: «Учитель шествует» (духовный просветитель зырян). Этот случай свидетельствует о том, что святые постоянно находятся в молитве, т.е. в Духе Святом, даже за трапезой. Отсюда их видение и прозрения. Всегда надо знать и помнить, что обращаясь молитвенно к помощи святых, они несомненно слышат нас в наших молитвах и молятся Господу о наших нуждах.

Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминает: «Ещё в детстве моя мать рассказывала, что я остался жив по милости Божией. Когда мне было около года, я заболел воспалением лёгких. Надежды на выздоровление не было. Тогда мама дала обет сходить пешком поклониться мощам святителя Митрофания Воронежского. Я поправился. Мама обет свой исполнила. При этом припоминаю, что она потом всю жизнь постилась по понедельникам – кроме обычных сред и пятниц. И делала это совсем незаметно, скрывая подвиг даже от семьи. И лишь после я от неё узнал, что она делала это «ради детей», для благополучия их, дав за них обет подвига. Почему именно она сделала это, я по легкомыслию не расспросил тогда; а теперь уже невозможно… мамочка уже скончалась… Царство ей Небесное!.. Наталией звали её… А отца – Афанасием… Помяните их – кому придётся читать это. А Господь да помянет ваших родителей!.. После, уже в сане архимандрита, и мне удалось побывать в Воронеже и поклониться мощам угодника в Митрофаниевском монастыре».

Поздно ночью в пустынной келье молился послушник. Он очень устал, натрудившись за день, и теперь торопливо проговаривал слова, спеша закончить длинное правило. Несколько раз сбивался, но всё так же скороговоркой продолжал, совершенно не увдумываясь. И не видел того, как под окном выросла чья-то фигура. Непрошеный гость был огромным и стоял, наклонившись, прислушиваясь к каждому слову, а на его лице блуждала довольная ухмылка. Когда же он услыхал, что послушник перепутал слова молитвы, – толкнул плечом дверь и оказался внутри. Хозяин опешил.

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её; какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». (Мф. 16, 24-27)