×

Пестяковское благочиние



Конференция, посвящённая 250-летию Свято-Успенского храма в Пестяках

 

 

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯЩЕННИКОВ ПЕСТЯКОВСКОЙ ЗЕМЛИ.

Борисова Альбина Владимировна, преподаватель истории Пестяковской МСОШ.

 

На территории нашего Пестяковского района в начале 20 века было 11 церквей. В волостном селе Пестяки 3: Успенья Пресвятой Богородицы на берегу озера, старообрядческая за озером и храм на территории «Агролеспрома».

С середины 19 века на должность приходского священника стали назначаться люди с образованием не ниже семинарского. В семинарии изучали не только богословские дисциплины, а и латинский, древнегреческий языки. Факультативно изучали географию, историю, математику, медицину, высшее красноречие. В главные моменты жизни - крещение, венчание, смерть - именно к священнику обращается народ. Часто священник своим советов помогал прихожанам, вступал в мирскую и общественную жизнь. Священники работали в различных комитетах, попечительствах, а в годы отмены крепостного права выбирались в мировые посредники. На нашей земле сформировался особый мир духовенства: пытливого умом, сильного нравственно и физически выносливого, и конечно достаточно образованного. Учить, просвещать - такова была миссия священников. В каждой церкви - школа, библиотека, метрические книги (настоящая летопись жизни). В храме Успенья Пресвятой Богородицы села Пестяки действовала церковно–приходская школа на 100 человек, а в храме Воскресенья Словущего в селе Беклемищи учеников в 1897-98 учебном году было 21 человек (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1898г.)

Среди священников Пестяковской земли особенно показательна судьба Доброхотова Ивана Александровича (1870-1937), настоятеля Чихачевской церкви и его семьи. Иван Александрович после окончания духовной семинарии стал служить священником, женившись на дочери священника из Шуи Хризоменовой Мари Семеновне.

Доброхотовы Иван Александрович и Мария Семёновна. Чихачевская церковь, место службы отца Иоанна.

 

В семье было 13 детей, все были очень дружны. В доме было пианино, гитара, гармонь, большая библиотека. Все очень хорошо пели. После октябрьских событий 1917 года верующих стали притеснять. На неугодных новой власти священников начались гонения. Им запрещали читать проповеди, выходить к верующим на дом, лишили избирательных прав.

Семья Доброхотовых. 1932 год.

 

В 1931 году отца Иоанна арестовали. Его забирали и отпускали четыре раза. Всякий раз требовали оставить службу. Но священник не отступал от выбранной стези, а наоборот укрепился в вере и других людей учил жить по библейским заповедям и молился за безбожников. Последний раз его арестовали в 1937 году и расстреляли. В настоящее время Иоанн Доброхотов канонизирован православной церковью и возведен в новомученики.

По стопам отца пошел старший сын Александр, который после окончания Владимирской духовной семинарии приступил к службе в деревне Якуши Пестяковского района, где и женился. По воспоминаниям его дочери Любови Александровны (1929 г.р.) он бал очень похож на своего отца: красивый, статный, хозяйственный. Обладал очень красивым голосом. Говорили, что ему мог бы позавидовать сам Шаляпин. Отца Александра приезжали послушать из Нижнего Новгорода, Владимира, и не только на службу. По вечерам он пел романсы под гитару.

Доброхотов Александр Иванович.

 

В 1935 году его арестовали. В первое время он находился в пестяковской тюрьме, а затем его выслали в свободную ссылку в Кировскую область, село Ржаной Полом Проснецкого района, где он около года служил священником. Его жена Надежда Михайловна два раза ездила к нему. У него было подорвано здоровье, упало зрение. В 1937 году его обвинили в агитации против советской власти и через два месяца после смерти отца расстреляли в феврале 1938 года. Дочь Любовь Александровна, получив педагогическое образование, начала работу учительницей начальных классов в деревне Гоголи, но перед войной в 1940 году переехала в Москву, где до настоящего времени и проживает.

Крепость семейных уз и родственных связей обеспечила возможность обучения младших Доброхотовых в учебных заведениях Владимирской губернии. Священнослужителем решил стать другой сын отца Иоанна Алексей. После окончания Владимирской духовной семинарии он начал службу в Южском районе, женившись на дочери священника. Но послужил всего несколько дней. Революционные события 1917 года так повлияли на его самосознание, что он отошел от религии. Алексей Иванович, как многие дети и внуки семьи Доброхотовых, стал педагогом. Более 20 лет он проработал директором школы в г. Южа.

Третьего сына семьи Доброхотовых, Михаила, после успешного окончания гимназии, как и многих способных учеников, при большой безграмотности населения взяли в учителя. Долгое время он жил и работал в Якушах, а затем бал назначен заведующим Пестяковским отделом народного образования.

Из семьи Доброхотовых сложилась целая династия учителей, ведь они успели получить хорошее образование. Всю жизнь трудились педагогами дочь Зинаида (г.Горький), Клавдия (Шуйский район).

Анна Ивановна Доброхотова, в замужестве Лезова, после окончания в 1916 году Владимирского епархиального женского училища работала учителем начальных классов в деревне Осино Верхнеландеховского района. Ее сын Юрий, пройдя Великую Отечественную войну, закончил Ивановский педагогический институт и работал учителем русского языка в школах района (д. Осино, с.Беклемищи).

Младший сын Константин родился в 1906 году. Хорошо пел и играл на пианино. Каждое воскресенье он пел в церковном хоре, стоя на клиросе. Когда начались гонения на священнослужителей и их семьи, был вынужден оставить работу учителя в Верхнем Ландехе. Устроился на работу в лесничество. Однажды он с сослуживцем поехал в Шую сдавать деньги за делянку. По дороге деньги пропали. Константин сначала скрывался, а потом пришел с повинной в милицию. В тюрьме он объявил голодовку. Был расстрелян 27 февраля 1933 года.

От потери мужа и сыновей Мария Семеновна Доброхотова ослепла. Прах матушки Марии покоится на погосте в деревне Чихачево.

Матушка Мария и отец Иоанн в 1932 году.

 

В храме Воскресенья Словущего, расположенного в селе Беклемищи, в должности приходского священника с дьяконом и псаломшиком служил с 1904 по 1931 год Сперанский Петр Гаврилович (Пестяковский райгосархив Ивановской области, фонд 36, опись 1, дело 21. Анкеты на служителей религиозных культов и списки членов общин).

Храм Воскресенья Словущего в селе Беклемищи.

Такое долговременное служение в одном приходе было редким явлением. Зачастую, чтобы сделать карьеру, священнослужители переводились из одного прихода в другой. Отец Петр был настоящим добрым пастырем своего большого прихода из 23 деревень, в которых проживало 834 души мужского пола и 945 женского, в 407 дворах (Историко–статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии). Старейшая жительница прихода Мария Кудряшова (Зверева) 1915 г.р. вспоминает, как ходили к отцу Петру на занятия в школу ее старшие братья и сестры. По ее словам он был строгим, терпеливым учителем, поощрял ребят за тягу к знаниям, особо отличившимся ребятам дарил тетради, ручки, чернила, книги религиозного содержания.

Его жена, матушка Степанида, постоянно была в храме и помогала советом прихожанам, особенно женщинам. За свою просветительскую деятельность отец Петр был арестован в 1931 году. Находился в тюрьме в Пестяках. Но из-за недоказанности вины и преклонного возраста его отпустили. Он вернулся в Беклемищи. Но запуганные местными большевиками братьями Боровковыми люди все реже и реже посещали храм. В январе 1933 года отца Петра не стало, он скончался от порока сердца (Алфавитная книга записи актов о смерти Пестяковского Райзагса за №39 по Беклемищенскому сельскому совету за 1933 год). Похоронен был на кладбище в селе Беклемищи недалеко от часовни. В настоящее время место захоронения неизвестно.

Часовня в честь Божьей Матери, место захоронения отца Петра.

 

Их дочь Мария окончила Владимирское женское епархиальное училище и связала свою судьбу с медициной. Вся ее трудовая деятельность связана с клинической лабораторией Пестяковской больницы. Не имея своих детей, Мария Петровна вместе со своим мужем воспитывала племянника по линии мужа, Николая Семикоровку. Она помогала ему осваиваться в жизни, наставляла его. Ее воспитанник получил профессию летчика. Семья Николая Семикоровки не оставила приемную мать в последние годы жизни. Мария Петровна переехала на жительство в город Гороховец.

Духовное сословие, в котором концентрировались наиболее образованные люди, сыграло большую роль в развитии просвещения в нашем крае. Священнические династии, обладающие генетическим потенциалом, способствовали наиболее полному проявлению подвижничества.

Доклады конференций и круглых столов

Духовные наставления Святых Отцов

Когда я был молод, то полагал, что делаю, может быть, что-либо доброе; теперь, состарившись, вижу, что не имею ни одного доброго дела.

Авва Матой.

Читать больше