×

Пестяковское благочиние



Каждый из нас есть то, что он читает. Если читает по-настоящему, вдумчиво. Не все читающие владеют искусством чтения. Некоторые считают, что искусство чтения заключается в скорочтении: за единицу времени прочитать как можно больше «знаков» и страниц. Механический подход. Культура верхоглядства и пустословия. Талантливое художественное произведение, философская, богословская работа – это богатство идей, образов, чувств, постижений, призывов, упорядочений. Это целый кладезь духовности, который требует своего раскрытия, скрытого под знаками-буквами сокровища. Таким сокровищем является Священное Писание. И не только. Например, в художественной литературе до сих пор не до конца раскрыто творчество А.С. Пушкина. Им занимаются специалисты – «пушкинисты». Пушкин – православный писатель, несмотря на то, что слово «Бог» у него встречается не часто. Здесь талантливое видение и изображение жизни православной России, её образов. Какие удивительно православные женские образы у Пушкина: Людмила, Татьяна Ларина, Маша Миронова. Как важно, чтобы современные девушки прониклись красотой этих образов! Для этого надо научиться культуре чтения.

Читать означает искать и находить – читатель старается отыскать зарытый клад во всей его полноте, присвоить его себе. Чтобы присвоить его себе, читатель должен не только понять логику поведения и взаимоотношений героев, но сердцем почувствовать характеры героев и всю художественную ткань произведения. Настоящее чтение требует сосредоточенного внимания и твёрдого желания верно услышать голос автора. Иван Ильин говорил, что по «чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочитанного». Одного рассудка и воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца… А великая идея может потребовать не более и не менее как всего человека. Истинное чтение – это художественное ясновидение. Читать – значит искать и находить; ибо отыскивается как бы скрытый духовный клад, который надо обнаружить и присвоить.

«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». 

К сожалению серьёзное вдумчивое чтение утрачивается. Причина здесь в стремлении «быть в курсе», как можно больше знать. Мы тонем в обилии информации. НО, многознание не научает уму. Ещё Л.Н. Толстой говорил, что всё больше и больше появляется т.н. «образованных дураков». Которые «всё знают», обо всём «в курсе», обо всём берутся уверенно судить «посрамляя» специалистов. (о медицине, политике, астрономии , истории, религии – о чём угодно). Например, Христофор Колумб украинец – запорожский казак Христофор из Колымаи.

Способность к внимательному чтению утрачивается. В значительной степени из-за увлечённгорсти интернетом. Интернет значительно разрядил читательские ряды. Но интернет не способен заменить живую книгу. Достоинство интернета – доступность любой информации. Причём интернетная информация агрессивна, навязчива. Она захватывает внимание человека и рассеивает это внимание обилием информации привязывая к себе человека, порабощая его. Сколько сейчас интернет зависимых людей! Интернет разлагает чтение и обессиливает. Безответственная забава, «невинное развлечение». А на самом деле – культивирование верхоглядства, пошлости и пустословия.

У каждого современного человека в голове огромное количество совершенно ненужной ему и пустой информации. Информация захлёстывает нас. Нам некогда думать, самостоятельно мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Мы поглощаем готовые поверхностные суждения и выводы, т.е. готовим себя к зомбированию.

Но если читать ещё не все разучились, то вот слушать собеседника давно уже перестали. Слушаешь, например, политические диалоги по ТВ и диву даёшься. Никто друг друга и не пытается слышать и понять, каждый в монологе кричит, выпуча глаза, каждый пытается навязать свою точку зрения. Ещё и драться начинают иногда. Сумасшедший дом. Мы ближе к дикарям, чем древние люди.

Во времена Христа люди умели внимательно слушать. Христос ничего не писал, но все Его речения по памяти были воспроизведены учениками после Его распятия. Конечно, и в те времена было много людей поверхностных, не внимательных. Христос настаивал на важности внимания: «Ибо кто имеет (внимание), тому дано будет и приумножится; а кто не имеет (внимания), у того отнимется и то, что имеет… Они видя, не видят, и слыша не слышат и не разумеют. И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете, и глазами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Ис. 6, 9 – 10). В наше время, по сравнению с античностью, таких людей с огрубевшим сердцем, не способным видеть и слышать сокровенное несравненно больше. Сейчас даже на похоронах не плачут.

«Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему (не внимательному), приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге». (Мф. 13, 19). Ныне многие знакомятся с Священным Писанием, с Евангелием походя, «при дороге», поэтому и не разумеют Его и оставляют Его.

«Если кто имеет уши слышать, да слышит! …замечайте, что слышите. Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет (внимание) тому дано будет; а кто не имеет (внимания), у того отнимется и то, что имеет». (Мк. 4, 23 – 25).

Во времена античности люди удивительно владели искусством диалога, умением слушать друг друга, глубоко понимать друг друга и совместным рассуждением устремлялись к истине. Они создали диалектический метод познания вещей и явлений. Сократ жил в 5 в. До Р.Х. На площади в Афинах собиралась толпа народа, чтобы послушать диалог Сократа с мудрецами: о Едином, о красоте, о добродетелях. Какое внимание и какая развитая память была у людей! Сократ не написал ни одной строчки. Его слушатели и ученики Ксенофонт, Платон, Аристотель, Диоген и др. после смерти Сократа записали его диалоги. Каждый независимо друг от друга. Удивляет точность воспроизведения его речей. Какая удивительно обширная и точная память была у древних. Ум есть память плюс внимание. Современные люди такой памятью и таким острым вниманием не обладают. Люди древности были умнее нас, людей 21 века!? В чём тут дело?

В 1981 году французскому нейрофизиологу Роджеру Сперри была присуждена Нобелевская премия за открытие функциональных задач, решаемых каждым из полушарий человеческого мозга.

Правое полушарие реализует эмоционально-образное, художественное  восприятие информации, а левое реализует формально-логические операции, т.е. работает, как компьютер. Роджер Сперри писал: «Вся современная цивилизация преимущественно ЛЕВОПОЛУШАРНАЯ. Она расточительно игнорирует неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга. Мы всё ещё недооцениваем значение интуиции, эмоций, образов даже для узкотехнического творчества».

По словам А. Эйнштейна, в основе любого открытия лежит элементарная человеческая эмоция, именуемая ИЗУМЛЕНИЕМ. Об изумлении говорят и великие подвижники христианства: Великий Антоний, Макарий Египетский, наши Сергий Радонежский, Серафим Саровский и многие многие другие. Они постоянно ходят перед Богом, радуются хвалебно о Боге, затем благоговеют перед Богом в восхищении. И, наконец, изумляются перед Богом, погружаясь в Него.

Роджер Сперри пишет: «Главная роль мозга – приспособление к окружающему миру. У новорожденных грудничков оба полушария «правые», впитавшие в себя всю мудрость прошлых поколений. По мере роста ребёнка, любое из полушарий способно «полеветь» - стать речевым, логическим». Ошколивание детей  «унифицирует» личность, т.к. тренирует, в основном, левое полушарие, развивает только логическое мышление. А правое образно-эмоциональное полушарие отстаёт в развитии, особенно у мужчин. У древних греков в период античности, и по всей Римской империи времени явления Иисуса Христа, было гармоничное развитие обоих полушарий мозга. Так было поставлено у них воспитание и образование. Об этом свидетельствует культура античности, весь античный стиль. Для них характерно тонкое понимание красоты: в архитектуре (Парфенон, все здания Акрополя, изумительные пропорции (все иррациональные) в скульптуре (Мирон, Поликлет,   Античный стиль признан классическим, т.е. образцовым. И европейская цивилизация, заходя в тупик в своём развитии, неоднократно возвращалась к античности, излечивалась античностью.  В философии, гиганты мысли: Сократ, Платон, Аристотель; Был создан диалектический метод в философии. Заложены основы наук. Гимназии.

Развитие европейской цивилизации с эпохи Ренессанса и особенно с 18 века, секуляризация и рационализм ослабили действие правого полушария, с помощью которого воспринимается и живая природа, и искусство, и литература, и главное – Бог. Современное общество, во многом утратив способность воспринимать Бога, воспринимает мир скорее разумом, даже рассудком, т.е. левым полушарием, чем сердцем. Мир рассматривается аналитическим взглядом. Отсюда такие болезни разума, как материализм, позитивизм, натурализм, марксизм.

Возникает очень интересный вопрос. Почему в древности религией всерьёз занимались главным образом мужчины, храмы наполнялись преимущественно мужчинами. И на Руси в религии, в церковных делах впереди были мужчины. В новое время – наоборот, женщины более серьёзно относятся к религии и церкви, чем мужчины. И храмы в основном наполнены женщинами.

Дело в том, что издержки современной цивилизации в меньшей мере коснулись женщин, чем мужчин. Образно-эмоциональное развитие женщин, т.е. развитие правого полушария мозга женщин опережает мужчин. Может быть это связано с тем, что в женщине сохраняется много детского. Недаром тонкий наблюдатель и религиозный мыслитель Иван Ильин говорит, что женщина в большей степени сохранила целостность и единство души. Ильин говорит, что женщина – это цветок, дитя и ангел. Как цветок, она требует к себе бережливости и восхищения, и требует по праву, т.к. её призвание – нежность и красота. Женщина – это дитя, т.к. она живёт чувствами, она во многом наивна и некритична. Она может быть капризной и неосмотрительной. У неё отношение к миру непосредственно и созерцательно. Царство Божие всего ближе детям и женщинам.

Необходимо с юных лет, пока ещё не произошла жёсткая специализация мозга, серией педагогических приёмов целенаправленно необходимо нагружать правое полушарие, используя для этого мир живой природы, музыки, художественные произведения, увлекательные прогулки, общение с животными. А главное – направленность ума к святости, к Богу. Жизнь должна состоять в стремлении к любви и святости.

Доклады конференций и круглых столов

Духовные наставления Святых Отцов

Время земной жизни нашей бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь.

Святитель Игнатий Брянчанинов.

Читать больше