×

Пестяковское благочиние



Иудин Д.И., доктор физико-математических наук, доктор биологических наук, профессор кафедры биологии ННГУ, профессор кафедры ЮНЕСКО ННАСУ, ведущий научный сотрудник ИПФРАН

Мы живем в сложное время: Россия испытывает сейчас множество внешних и внутренних вызовов: сложная геополитическая ситуация, социально-экономические проблемы, доминирование либеральной идеологии. Адекватно ответить на эти вызовы может лишь общество со здоровой иммунной системой. Важнейший признак здорового общественного иммунитета – наличие здоровой национальной элиты. Но что такое элита? Интерпретации слова «элита» различны. Одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи — наиболее одарённых. Считается, что вхождение в элиту — это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важна социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера. Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, — сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит. А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим, в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять. Все обоснования этого деления первоначально строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями, были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит. Российские философы и социологи обращались, прежде всего, к ценностной трактовке элиты. Так, Н. А. Бердяев говорит о духовной национальной аристократии, П. А. Сорокин о дворянстве. И в том и в другом случае элита – это не просто высшие слои общества, это в первую очередь наиболее образованные, духовно богатые, высоконравственные слои общества. Элита - это социальная общность, объединенная близостью установок, стереотипов и норм поведения, обладающая единством (порой относительным) разделяемых ценностей. При этом стандарты поведения реальные и декларируемые, могут весьма и существенно различаться. Степень внутренней сплоченности элиты зависит от степени её социальной, этнической однородности, доминирующих моделей рекрутирования элит, преобладающего стиля политического лидерства. Можно выделять вслед за американским социологом Д. Беллом элиту крови – аристократию, элиту богатства, элиту знаний, но нельзя обойтись без элиты духа. Именно духовная элита обеспечивает существование и развертывание православного цивилизационного кода, квинтэссенцией которого является символ веры. Цвет нашей национальной элиты – это наши национальные святые. Выше уже упоминалась проблема рекрутирования элит, так вот жития святых, в том числе и Сергия Радонежского показывают нам особую роль провинции, периферийных областей в процессе рекрутирования элит. Действительно источником социального материала выступают малые города, глубинка. Как совершенно справедливо отметил А.А. Иудин, мегаполисы не могут самовоспроизвестись даже в демографическом плане без аккреции социальных потоков из периферийных областей. Если коснуться еще одной проблемы элиты, то это проблема конфронтации региональной и федеральной элиты. Опять же великому святителю земли русской приходилось участвовать в разрешении такого рода проблем. В 1365 году он пешком приходил в Нижний Новгород вразумлять князя Бориса Константиновича. В те времена дорога из Москвы в Нижний проходила через Владимир, Суздаль, Пурех и Балахну, так что Сергий Радонежский проходил через эти места, где мы сегодня проводим нашу конференцию.

Доклады конференций и круглых столов

Духовные наставления Святых Отцов

Своим грехом мы даём диаволу право над собой. В мире сегодня очень много беснования. Диавол разгулялся не на шутку, потому что нынешние люди дали ему много прав. Люди подвергаются страшным бесовским воздействиям. Христос лишил диавола права делать зло. Он может делать зло, если только человек сам даст ему на это права. Не соучаствуя в Таинствах Церкви, человек даёт лукавому эти права и становится уязвим для бесовского воздействия. Рационализм, прекословие, упрямство, своеволие, непослушание, бесстыдство, жестокость, цинизм – всё это отличительные черты диавола. Человек становится уязвим для бесовского воздействия настолько, насколько он имеет в себе перечисленные выше свойства. Однако, когда душа человека очистится, в него вселяется Святой Дух, и человек наполняется Благодатью. Если человек испачкает себя смертными грехами, в него вселяется дух нечистый. Если же грехи, которыми испачкал себя человек, не смертны, то он находится под воздействием лукавого духа извне. К несчастью, современные люди не хотят отсечь свои страсти, собственное своеволие. Бесстыдством они отгоняют от себя Благодать Божию. Поэтому человек не может преуспеть, ибо он стал уязвим для бесовских воздействий. Если бы люди исповедовались, то исчезло бы бесовское воздействие. Покаяние, исповедь лишает диавола прав над человеком. Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся. Диавол только погавкивает на такого человека, как беззубая собака. Однако он обладает большой властью над человеком неверующим, давшим ему права над собой. Такого человека диавол может направить на любой грех, на любое преступление. Диавол обладает над душой властью в соответствии с тем, какие права она ему даёт. Когда умирает человек, духовно упорядоченный, то восхождение его души на Небо подобно мчащемуся поезду. Псы несутся за поездом, захлёбываясь лаем, но догнать его не могут. В случае, если враг приобрел над человеком большие права, возобладал над ним, должна быть найдена причина происшедшего, чтобы диавол лишён был этих прав. В противном случае, сколько бы ни молились за этого человека другие, – враг не уходит.

Афонский старец Паисий Святогорец.

Читать больше