×

Пестяковский приход



План

  1. «Перестройка» и поиски национальной идеи.
  2. Роль и значение традиции в жизни общества.
  3. Углубление практического богословия на Руси с X по XIII век.
  4. Троица в осознании прп. Сергия Радонежского и русских святых.
  5. Религиозное сознание Зап. Европы в эпоху Возрождения в XIV-XV веке.
  6. Путь духовного становления отрока Варфоломея.
  7. Преодоление «ненавистной розни мира сего».
  8. Деятельный исихазм прп. Сергия.
  9. Закваска фарисейская.
  10. Ученики прп. Сергия и «Святая Русь».
  11. Удар по «Святой Руси» – гонения на заволжских старцев, победа «стяжателей».
  12. Второй удар по «Святой Руси». Церковный раскол и имперская Русь.
  13. Восстановление «умного делания», духовных традиций прп. Сергия.
  14. Оскудение провинции и значение прп. Сергия Радонежского в современной жизни.

1. «Перестройка» и поиски национальной идеи

В этом году празднуется 700-летие со дня рождения прп. Сергия Радонежского. Этот человек дал мощный нравственный импульс национальному бытию русского народа, обогатил его нравственный запас.

Важно, чтобы прп. Сергий был для нас не только отвлечённым символом святости, но чтобы он стал для нас живым примером восхождения к Богу, встречи с Христом, примером преображения наших душ. Прп. Серафим Саровский говорил, что каждый человек может спастись, каждый человек может восходить от силы в силу в познании Бога и жизни во Христе, но недостаёт решимости встать на узкий путь жизни в воле Божией.

Необходимую решимость человек обретает через веру. Когда он не только умом верит, но и верует всем сердцем и душой и всей крепостью своей. Эта великая вера создала великий народ. Но, по известным причинам, напряжение веры стало ослабевать, начались идейные блуждания. Затем была вера в социализм и в коммунизм, было и насилие, но был и энтузиазм: «наш паровоз вперёд летит, в коммуне остановка». Но остановка произошла несколько раньше. Вместо объявленного Хрущёвым в 1980 году коммунизма в Москве состоялись Олимпийские игры. В период т.н. перестройки в 80-90-е гг. была вера в рыночную экономику и, конечно, вера в свободу. Была чёткая матрица: поскольку модель социализма привела нас в тупик, мы пересаживаемся в другой поезд получше, называемый «западная модель общества». Пересели, проехались и задумались: что-то не то, не знаем, куда и зачем нам ехать. Нет чувства удовлетворённости и полноты, а есть ощущение вторичности и третьестепенности. В чём же дело? Либералы продолжают восхищаться западной моделью, но она уже не представляется заманчивой и перспективной. Стали искать свою национальную «общероссийскую» идею, как будто её раньше не было. Как же почти 1000 лет народ успешно развивался, укреплялся, увеличивался в численности, прирастал территорией, создал великую и самобытную культуру? Что же сплачивало народ и делало его сильным и непобедимым? Очевидно общенациональная идея была и есть, это идея православной жизни во Христе. Православная традиция единения в союзе братской любви. Западная идея единства выражена была немецким оракулом Бисмарком, который сказал, что единство может обеспечиваться и гарантироваться только насилием. Русский ответ Бисмарку дан был великим поэтом и дипломатом Тютчевым: ««Единство, – возвестил оракул наших дней, – Быть может спаяно железом лишь и кровью…» Но мы попробуем спаять его любовью, – А там увидим, что прочней…»

2. Роль и значение традиции в жизни общества

Мы видим, что у каждого жизнеспособного общества есть традиция, есть национальная идея, сплачивающая народ в полноту его бытия: и в дни благоденствия и в дни общественных бедствий. У каждого народа есть определённая традиция, т.е. предание личностного строя. Имеется в виду не передача установившихся форм жизни и деятельности, а передача типов личностного духовного устроения. У каждой такой традиции есть наиважнейший элемент высшего личностного духовного устроения, определяющий менталитет народа – носителя традиции. Существуют у каждого такого народа традиционные психопрактики. Например, у мусульман есть суфизм, у китайцев даосизм, у буддистов йога, у православных – исихазм. Это, как спортивная планка в спорте. Высшие достижения – удел наиболее талантливых, а рядовые нормативы тянутся к этому высшему. Так же и в искусстве: есть гениальные композиторы, поэты, скульпторы, живописцы, зодчие, определяющие общий уровень достижений народа в культуре. В важнейшей области – духовной – так же есть гении, гиганты духа: прпп. Антоний и Феодосий Печерские, прп. Сергий Радонежский, св. Серафим Саровский и другие святые, поднимающие общий уровень духовности народа. Когда утрачивается или пресекается эта духовная традиция, жизнь человека и народа обессмысливается. Так в России с XVIII века мы видим ослабление духовной жизни сначала в национальной правящей элите, в XIX веке – в среднем слое (дворяне и разночинцы). В результате начались поиски новых идей. В XX веке Россия почти полностью отказалась от своих традиций, села в большевистский паровоз и полетела на всех парах в коммуну: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Сбились с пути, стали непутёвыми. Но православная традиция настолько мощно вошла в культуру, в самосознание русского народа, что русский человек не может жить исключительно интересами потребительства. Для него жизнь, в этом случае, становится пошлой, плоскостной и бессмысленной. И невольно нация обращается к своим духовным истокам.

3. Углубление практического богословия на Руси с X по XIII век

Христианство было принято Русью в X веке весьма органично и массово. Самая многочисленная часть народа – смерды, приняв христианство, сменили и самоназвание, стали называться крестьянами (христианами).

Удивляет глубина богословского проникновения в суть православия уже в первые десятилетия после принятия Христа. Построены храмы в честь Софии – Премудрости Божией в Киеве и Новгороде, произнесено богословски глубокое «Похвальное слово митрополита Иллариона». Возникла и развивается монашеская жизнь. Киево-Печерский монастырь сразу стал на уровень лучших греческих монастырей. Подвижники на Руси уже с 10 века: Сергий и Герман Валаамские. В XI веке уже более 60 святых! Среди них большинство Киево-Печерские подвижники. В XII веке уже более 80 святых! В XIII веке их уже более 140! Среди них и преподобные и благоверные князья. Были целые святые семьи. Например, семья блгв. вел. князя Александра Ярославича Невского. Мать его местно чтимая в Новгороде блг. княгиня Феодосия Мстиславовна, в конце жизни постриглась в монахини под именем Евфросинии. Это мать 9 детей, из которых два святых: Фёдор и Александр Невский. Дед Александра – св. блгв. кн. Мстислав Удалой. Младший сын Александра Невского св. блгв. кн. Даниил Московский, внук Иван Калита. Вот какое гнездо святости! Русское практическое богословие от Софии Премудрости Божией с X к XIV веку прошло путь к глубокому осознанию понятия Троицы.

4. Троица в осознании прп. Сергия Радонежского и русских святых

Первым выразил осознание Троицы в практике своей подвижнической жизни прп. Сергий Радонежский, начавший эту жизнь с построения храма Пресвятой Троице. Ученик Сергия прп. Никон Радонежский на этом же месте воздвиг прекрасный каменный храм в честь Троицы, в котором св. прп. Андрей Рублёв написал икону Троицы. В этом же веке св. прп. Александр Свирский сподобился явлению Троицы. Троица – это не только отвлечённый символ единения и любви, но божественная реальность и живой пример единения и любви. Рублёвская Троица - это «богословие в красках»: единение Лиц в Любви, Их единосущность и нераздельность. В центре фигура Бога-Сына, выражающая кротость, любовь и послушание Отцу, внутреннее движение фигуры выражает полное понимание воли Отца, готовность встать и идти на исполнение Его воли.

Троица – великий пример единения в любви и преодоления ненавистной розни мира сего. В центре композиции иконы жертвенная Чаша с Агнцем, из которой и мы причащаемся к Троице. Фигуры Троицы также символизируют Чашу, в центре которой Бог-Слово. Обратная перспектива иконы вводит молящегося человека, взирающего на икону, в круг Троицы, мы здесь вместе с Троицей с её бесконечным Смирением и Любовью. Бог Троичен в Лицах и Един по Природе – по Сущности. В Новом Завете даны два замечательных Откровения: Бог есть Троица и Бог есть Любовь. Три Ипостаси или Три Лица объединяет Абсолютная Любовь этих Лиц. Мир создан Любовью и для любви. Духовное направление Сергиевой святости с младенчества связано с именем Святой Троицы. Есть предание о посвящении его Святой Троице ещё до его рождения – в троекратном возглашении в утробе беременной матери. Именно так объяснил это явление местный иерей Михаил, предрекший ещё до рождения младенца ему великую жизнь. Об этом же говорит таинственный монах, благословивший отрока Варфоломея: «Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы; он многих приведёт за собою к уразумению Божественных заповедей».

5. Религиозное сознание Зап. Европы в эпоху Возрождения в XIV-XV веке

В это же время, когда в религиозном сознании на Руси, в духовных подвигах прп. Сергия, его многочисленных учеников и прп. Андрея Рублёва, мы видим удивительное постижение Божественных глубин, тайны Троицы, в это же время, в XIV–XV веках в Западной Европе Ренессанс – мощный духовный откат к язычеству, к языческим нравственным принципам гедонизма и эвдемонизма. И если дохристианские язычники были в поиске «неведомого Бога», то возрожденческое неоязычество сознательно отвергало истинного Бога. Именно тогда в Западной Европе началась секуляризация, плоды которой мы видим теперь в моральном оправдании пороков, таких, например, как мужеложство и лезбиянство. О возрожденческой эпохе выдающийся философ-диалектик А.Ф. Лосев пишет: «Злобное вырожденчество, не способное не на любовь не на святость, смеётся и издевается над этими категориями. Но, несмотря, ни на что, жизнь вся состоит из стремлений к Любви и Святости. … Святость есть осуществлённая и овеществлённая Любовь, и истинно любит только святой и истинно любить можно только святое. … Какая клевета, и какой вековой обман существует в отношении христианского вероучения. Люди, потерявшие веру в Бога, уверяют нас, что там область «тьмы и невежества», а вот де изображение Богоматери в виде своих возлюбленных есть действительно возрождение, и внутренне прогнившее духовное мещанство, и слепота, этот жалкий салонный блуд Вольтера и Дидро есть действительно просвещение. Но явно эта преступная клевета рассчитана на полную безмозглость …». Этот духовный откат Европы принёс свои плоды: с 1517 года в северной Европе утверждается протестантизм, как выход из заблуждений католицизма в новые, ещё более дремучие заблуждения, в болезнь рационализма и отход от Бога. От протестантизма до атеизма остаётся один шаг.

6. Путь духовного становления отрока Варфоломея.

В жизни Руси в домонгольский мы видим много нестроений, внутренней вражды и розни. Княжеские междоусобия: «брат на брата». Владимир Мономах в Любече собрал князей на собор о единении, прекращении вражды, пришли, вроде, к согласию, однако вскоре после собора князь Давид ослепил князя Василька. Междоусобия ослабили страну, и в XIII веке она была завоёвана монголами. Непосильная разорительная дань: если нечем платить, отдай в рабство детей, нет детей - отдай в рабство жену, нет жены – иди сам. Ключевский говорил, что имя татарина внушало страх, и страх мог уже стать национальной чертой русских. Не только монголы, но и Литва неоднократно опустошала западные пределы. Жизнь наполнилась ненавистью, страхом и предательством, корыстью и разбоем, вероломством и отчаянием. К счастью на Руси скорби не сломили народ, а закалили его дух в поисках Бога и Истины. Осуществляя жизнь, как любовь, подвижник стяжает Дух Святой Божий, становится истинной личностью, уподобляясь в этом Христу, обретает утраченное подобие Божие – свободу от естественной необходимости, свободу по отношению к ограниченности своей тварной природы, независимости от неё. Господь сказал: «Сберёгший душу свою, потеряет её, а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её». Большинство людей предпочитает автономное существование в отрыве от Бога. И живут они по своим хотениям и разумениям, пока не истощится их биологическая энергия и в результате старения и ослабления сил наступает смерть. Решимость, т.е. очень сильное желание самоотверженно любить Христа и жить по Его заповедям очень рано обнаруживается в отроке Варфоломее. Откуда у отрока такая решимость к жизни во Христе? Конечно, много значит врождённая духовная одарённость, но ещё важнее христианское воспитание в благочестивой обстановке благочестивыми родителями. Главная добродетель ребёнка – послушание родителям, и если родители настоящие христиане, то это послушание родителям переходит совершенно естественно в послушание заповедям Божиим, в послушание Богу. В те времена полное послушание родителям вплоть до женитьбы и замужества было нормой. Чувство самоукорения и покаяния органично присуще душе Варфоломея. Христос начал Своё служение на земле с проповеди покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Сознание своей греховности и связанное с этим искреннее и глубокое покаяние являются главными условиями принятия Христа. Св. отцы учат: «Смирение и рождающееся из него покаяние – единственное условие, при котором приемлется Христос! Смирение и покаяние – единственная цена, которою покупается познание Христа! Смирение и покаяние – единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться Ему! Смирение и покаяние – единственная жертва, которой взыскует и приемлет Бог от падшего человечества. Зараженных гордостным, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников, отвергает Господь. Они не могут быть христианами».

В те времена школы открывались попечениями Церкви и взгляд на грамотность был, как на дело священное, открывающее возможность чтения и постижения глубин Священного Писания. Юному Варфоломею грамотность никак не давалась, в отличие от его сверстников, он очень скорбел об этом и постоянно молил Господа о даровании ему способностей к учению. Эта скорбь не оставляла его, и когда он в лесу встретил молящегося монаха, он с этой своей насущной скорбью со слезами и к нему приступил, прося молитв: «Меня отдали учиться грамоте, но, сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться, не понимаю, что мне толкуют, и очень печалюсь о том; помолись за меня, отче святый, попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение книжное». С этого времени, т.е. с раннего детства Варфоломей-Сергий проникся твёрдым убеждением, что ничего не следует приписывать себе. Всё благое нам дается Богом. Эта установка уже с детства помогает ему стяжать истинное смирение. Несомненно, родители отрока бояре Кирилл и Мария имели книги Священного Писания, писания свв. отцов, Жития святых. Варфоломей с братьями своими с детства мечтал о пустынножительстве, о монашестве. Соблюдение заповедей Господних и любви к ближним невозможно без воспитания терпения и воздержания. С младенчества святой отрок привык к суровому воздержанию: по средам и пятницам он ничего не ел, а в прочие дни основным его продуктом был хлеб.

От послушания рождается и покаяние, и смирение, и молитва, и решимость жить совершенной жизнью по воле Божией. Святые отцы говорят, что «молитва проистекает от послушания, а не послушание от молитвы. Оказывай послушание теперь, и тогда к тебе придёт благодать». Мы видим, что Варфоломей с младенчества умел молиться. Не просто знал молитвы, а умел молиться и Господь принимал его молитву. Конечно, Варфоломей до конца дней своих родителей был в почтении и послушании к ним и по слову родителей оставался с ними и покоил их старость. У Варфоломея не было руководителя, старца. Он был в послушании у Евангелия, был подражателем Иисуса: «Живи не как хочется, а как Бог велит». Он рано очистился от страсти угождения собственной воле, своим хотениям и разумениям, и через это получил благодать дара рассужденеия, дара знания воли Божией в любой жизненной ситуации.

Старший брат Варфоломея Стефан женился, имел двух детей. Рано схоронив жену, он принял монашество, и подвизался в Хотьковском монастыре близ Радонежа. В двадцать лет Варфоломей, похоронив родителей, раздал причитавшееся ему наследство нищим и младшему брату Петру, а затем зовёт своего старшего брата монаха Стефана в лесную пустынь. У них c детства была такая мечта. Они нашли пустынное место в глухом лесу на вершине водораздела, которое назвали «Маковец», в 14 верстах от Радонежа и в 10 верстах от Хотькова монастыря. Сначала построили шалаш, потом срубили тесную келейку, а затем возвели деревянную церковь, которую освятили в честь Святой Троицы в 1340 году. «Чтобы постоянным взиранием на неё побеждать страх пред ненавистной рознью мира сего».

Прп. Сергий показал нам путь отказа от автономного существования, путь постоянной и неразрывной связи с Богом, путь жизни в воле Божией: «Кто хочет следовать за Мною, отвергнись себя, возьми крест твой и следуй за Мною». Каждый человек стоит перед выбором: или жить в единении и любви с Богом и людьми в воле Божией, или жить, не выходя из своей индивидуальной жизненной автономной самодостаточности, по своим хотениям и разумениям. Отрок Варфоломей с детства привык к самоотвержению, воздержанию, посту, стремясь жить по заповедям Божиим. Читая Жития святых, мечтал о пустынножительстве. С младенчества сохранил целомудрие души. Благодаря опытно приобретённой установке, что всё благое даётся нам Господом, а не мы сами чего-то достигаем, Сергий рано стяжал запас смирения, рано научился молиться и получил дар рассуждения. Ум его привычно постоянно направлен к Богу, а разум точно формулировал видения ума, что давало ему возможность постоянно, благодаря этому дару рассуждения, жить по воле Божией.

7. Преодоление «ненавистной розни мира сего».

Радость постоянного Богообщения, умной молитвы, влекла его прочь от мира с его «ненавистной рознью» в пустыню, где бы он мог неотступно пребывать с Богом. В пустыне он всё старался делать ради Бога. Бдение, до 7 часов утра он прочитывал полунощницу, утреню с кафизмами и канонами и первый час. Затем тяжёлый труд чередовался с часами 3, 6 и 9 и обедницей до трёх часов дня. А затем, после физических трудов, вечерня, повечерие, чтение Евангелия и Апостола. Питание было чрезвычайно скудным, сколько он мог принести с собой сухарей, крупы, соли? Ещё летом он мог иметь огородную зелень, репу, ягоды, грибы. А зимой? Постоянный голод и холод. А если молитва не оживляет сердце? А страхования от демонов способные свести с ума? Приходит уныние, тоска. Брат монах Стефан не выдержал, ушёл в монастырь. Сила Сергия заключается в способности его стяжать благодать Святого Духа постоянно, как пчела стяжает нектар. Известно, что ученик его св. Павел Обнорский три года (три зимы!) жил в дупле липы. Зимой в 20-ти градусные морозы, дерево промерзает насквозь. Что же их грело и давало минимально-необходимое насыщение плоти? Благодать Святого Духа. А экстремальная жизнь на грани выживания способствует укреплению веры, интенсивной умной молитве и постоянной жизни в воле Божией.

Свято место не бывает пусто. К Сергию всё чаще и больше приходило людей, ищущих выхода из тупиковых жизненных и душевных ситуаций. Приходили духовно ищущие люди, жаждущие Божией правды. Некоторые селились рядом с преподобным, становясь его учениками.

Стихийно образовался монастырь. Прп. помогает строить кельи, помогает братии. Живёт по евангельскому принципу: «будь всем слугой». Одевался он всех хуже из братии. Нанялся одному из братий своего монастыря делать сени за решето гнилого хлеба. Здесь сказывалась обострённая совесть преподобного: совесть по отношении к вещам – не иметь лишнего, раздавать неимущим, не допускать порчи вещей и пищи. По отношению к людям - будь всем слугой. По отношении к Богу – постоянно «ходил перед Богом».

О Сергии становится известно не только на Руси, но и за её пределами. Из Константинополя от Патриарха получает письмо с пожеланием сделать монастырь общежитийным. Дело в том, что на Руси в это время монахи селились в кельях вокруг храма и собирались вместе только в храм на молитвы. У каждого монаха было своё хозяйство, питались отдельно, каждый сам по себе. Это порождало зависть, стяжание, рознь. Письмо Патриарха смутило смиренного и кроткого Сергия, и он тут же направляется в Москву и советуется с митрополитом Алексием по этому поводу. Получив одобрение и благословение на общежитие, Сергий берёт на себя бремя организационных и хозяйственных забот и вводит общежитие по иерусалимскому? уставу. Ни у кого не должно быть никакой собственности, всё общее. Это не нравится некоторым в братии. Вскоре случилась неприятная ситуация, когда родной брат Стефан, вернувшийся в пустынь, претендует на место игумена обители. Сергий случайно услышал это притязание. Опять вкрадывается ненавистная рознь мира сего. Сергий не хочет бороться за первенство, тайно оставляет обитель и переселяется на р. Кержачь, в 10 км от обители. И только после приказа митрополита Алексия и просьб раскаявшейся братии, он возвращается в свою обитель. Он больше всего боится потерять смирение. Совершая чудеса (источение воды, воскрешение ребёнка), он старается принизить себя, свою духовную силу, чтобы люди видели, что это Бог совершает, а не он. Сергий сподобился невиданных до него на Руси видений. Это Ангел, сослужащий ему на Литургии, которого видели и ученики его. Сергий первым на Руси сподобился видения Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном.

8. Деятельный исихазм прп. Сергия./strong>

Христианство невозможно без креста. Жизнь истинного христианина неизбежно является крестоношением. Он живёт в мире, где царит насилие, жестокость, ложь, зависть, «ненавистная рознь» между людьми. Христианина притягивает к себе Царство Божие Христово. Он хочет уйти из мира, и в отрешении от него он понимает, что только в этом гадком, богопротивном мире он может обрести спасение. Он теперь воспринимает жизнь на земле, как подготовку к вечной жизни с Богом. Другого шанса и другого мира ему дано уже не будет – никогда. И вот между неизбежностью жить в этом мире и невозможностью жить в нём по его правилам и выстраивается принцип новой жизни во Христе здесь на земле. В противостоянии этому миру, в противоборстве с ним принципиально новыми – евангельскими методами, прп. Сергий стал новым человеком. И, став другим, вносит свою лепту в то, чтобы и мир стал другим.

Уйдя от мира в пустыню, всем сердцем желая одного только Бога, Сергий невольно становится игуменом монастыря. Как глубокий мистик чуждый всякой политике, он, волею обстоятельств, вынужден активно участвовать в политической жизни страны. Рождалась Московская Русь, крепкая централизованная православная держава. Незадолго до рождения Сергия Москва была самым незначительным городишкой, уделом самых младших князей. Младший сын св. Александра Невского св. князь Даниил, будучи мужественным воином, в то же время отличался смирением и кротостью и был вполне доволен своим маленьким Московским уделом. Отражая поползновения соседних князей, он приобрёл Коломну и Можайск. Его сердечно любил племянник бездетный Иван Андреевич князь большого и значительного Переяславского княжества, который перед смертью завещал своё княжество Даниилу. Все считали, что он, конечно, переедет в большой каменный Переяславль из своей крошечной деревянной Москвы. Но он остался в Москве и продолжал называться князем Московским. Его сын Иван Калита был любим народом и к нему в гости любил приезжать престарелый митрополит Пётр, который и был похоронен в Москве. После св. Петра все Митрополиты, оставив беспокойные столицы Киев и Владимир, жили в Москве, в связи с этим ставшей Первопрестольной, и Москва была почти 200 лет церковной столицей, прежде, чем стала затем столицей государственной. Вот почему Москва так дорога для сердца русского народа.

Церковь, даже при греческой Патриархии, всегда была против удельного сепаратизма. Ведь митрополита Петра, тогда ещё архимандрита одного из монастырей в Галиции, на рукоположение в Константинополь направил Галицкий князь для своего княжества. Однако Константинопольский Патриарх напутствовал св. Петра на духовное окормление всей Руси: и под поляками, и под литовцами, и под татарами, и велел ему пребывать в Киеве или Владимире, объезжая отсюда всю свою обширную митрополию. Его преемник митрополит Алексий помогал московским князьям утверждать единоначалие на Руси. Князей-сепаратистов он отлучал и назначал прещения. Когда Нижегородский князь отказался подчиниться своему старшему брату в Суздале и Московскому князю, святитель благословил прп. Сергия придти в Н.Новгород и закрыть все церкви там, чтобы вынудить князя к подчинению. В другой раз прп. Сергий ездил послом к рязанскому князю Олегу, чтобы склонить его к примирению с князем Дмитрием Донским. Прп. Сергий благословил князя Дмитрия Донского на его битву с Мамаем, хотя соотношение сил было не в пользу Руси. Во время битвы прозорливый старец в своём монастыре молился и рассказывал братии о ходе сражения и за молитвой называл имена павших воинов.

9. Закваска фарисейская.

Ненавистная рознь мира – умножается и утверждается т.н. «закваской фарисейской». Ведь погибающие и спасающиеся есть не только среди мирян, но и среди духовенства. И среди духовенства встречались и встречаются люди, предпочитающие свои разумения и хотения воле Божией и познанию Бога. Они не хотят видеть своих грехов, и далеки от покаяния. Господь предостерегает своих последователей: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и Иродовой» (Мк., 8, 15). Почему митрополит Алексий так настойчиво добивался согласия прп. Сергия занять московскую кафедру после его смерти? Потому что справедливо опасался, что митрополитом может стать архимандрит Новоспасского монастыря Михаил, по прозвищу Митяй, рвущийся к почестям и власти. Он был духовником Великого князя, к которому князь Дмитрий Иванович питал пристрастие и желал видеть его на московской кафедре после Алексия. Действительно, это был человек с внушительной внешностью, с правильной и убедительной речью, был хорошо образован, начитан, хорошо толковал Писания и был весьма красноречив и уверен. Но был горд, властолюбив, самонадеян и заносчив. Святитель хорошо знал дурные свойства этого архимандрита. И когда князь Димитрий Донской просил свт. Алексия и сам и через других уважаемых людей, чтобы он благословил Михаила-Митяя на митрополию после себя, святитель отвечал князю: «Митяй ещё недавний монах, надобно ему запастись духовным опытом и потрудиться в монашестве. Если даст Бог и Святейший Патриарх Константинопольский с собором благословит, то пусть будет; а я не могу благословить его». Гордость и властолюбие Митяя были так велики, что, будучи архимандритом, он третировал непокорных ему епископов, пользуясь благоволением к нему Великого князя. Прп. Сергий вступился перед князем за епископа Суздальского Дионисия и выручил его из-под стражи, куда он был посажен по наветам властолюбивого архимандрита. За это Митяй, собиравшийся в Константинополь, угрожал Сергию: «Вот вернусь из Царьграда, тогда до основания разорю монастырь Сергиев». Прп. Сергий молил Бога, чтобы Господь не попустил Митяю стать духовным владыкой на Руси. «Митяй побеждён гордостью; он грозит обители нашей, но сам не получит желаемого и даже не увидит Царьграда». И сбылось пророчество прп. Сергия над гордым честолюбцем. Он, находясь в пути к Константинополю, внезапно заболел и умер. Нашёлся другой фарисей из свиты Митяя – архимандрит Пимен, достигнув Константинополя, он интригами и подкупом добился звания митрополита.

И в наше время есть фарисеи. После смерти Патриарха Пимена, местоблюстителем Патриаршего Престола стал митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) и считал себя главным кандидатом на патриаршество. Однако на Поместном Соборе 1990 года он не набрал нужного количества голосов, и Патриархом был избран митрополит Алексий (Редигер). С этого момента Филарет начал решительные действия с целью отделения Украины от Московского Патриархата.

10. Ученики прп. Сергия и «Святая Русь».

Ещё при жизни прп. Сергия его ученики основали до 25 монастырей, а потом число их возросло до 70. Они становятся рассадниками святости в стране. Живая преемственность Сергиевой святости остаётся в полной мере до конца XV, начала XVI века. Количество святых на Руси резко возрастает с конца XIV и до конца XV века. Монастыри открываются вдали от городов. Соблюдаются основные принципы монашеской жизни, завещанные прп. Сергием: нестяжание, милосердие, странноприимчество, смирение, кротость, незлобие, любовь. Новый импульс этому благодатному направлению дал прп. Кирилл Белозерский, ученик прп. Сергия.

11. Удар по «Святой Руси» – гонения на заволжских старцев, победа «стяжателей».

Но вот уже Сергиев Троицкий монастырь в третьем поколении, обласканный и задаренный князьями уже не даёт святых. Прп. Пафнутий Боровский и его ученик прп. Иосиф Волоцкий требуют от властей вклады, земли для монастырей, принимают преимущественно бояр. Возникают споры заволжских нестяжателей во главе с прп. Нилом Сорским и иосифлян. Наблюдается убыль святости на Руси с XVI века. На первую половину XVI века приходится 22 святых, на вторую – 8 святых. Роковой гранью является середина XVI века. В 50-е годы происходит разгром заволжских старцев, преемников Сергиевой святости, идёт процесс угасания мистической жизни. В Русской Церкви господствует иосифлянство. Среди учеников прп. Иосифа Волоцкого нет ни одного святого, зато многие из них стали иерархами. До середины XVI века была Святая Русь, после – Православное царство. Была порвана нить, ведущая от прп. Сергия. В религиозной жизни надолго установился тип обрядового, уставного благочестия. Жизнь, как семейная, так и общественная, всё более тяжелеет. И мы видим, что обрядовое благочестие легко уживается с изощрённой жестокостью. Например, опричнина была учреждена Иваном Грозным, как монашеский орден. И вообще жестокость, разврат и чувственность легко уживаются с обрядовой строгостью.

12. Второй удар по «Святой Руси». Церковный раскол и имперская Русь.

Отныне путь московского благочестия прямо вёл к старообрядчеству. Недаром для старообрядцев прп. Иосиф Волоцкий – главный святой. С расколом в конце XVII века Россия в значительной степени потеряла свою религиозную силу, ослабла духовная жизнь. Но первая великая духовная катастрофа была на 100 лет раньше, в середине XVI века: разгром заволжских старцев, запрещение и преследование прп. Максима Грека, обогащение монастырей, победа обрядового благочестия.

В XVII веке убыль святости совершенно очевидно иллюстрирует трагедию Святой Руси. Первая четверть XVII века – 7 святых, вторая четверть – 4 святых, третья четверть – 2 святых, четвёртая четверть – 0, т.е. совсем нет святых. Это свидетельствует об умертвении русской жизни. И явление Петра, надругавшегося над Старой Русью, не встретило сколько-нибудь значимого духовного сопротивления. XVIII век – начало секуляризации России, начало преклонения перед Западом, начало гнушения своими духовными и национальными ценностями. Элита гнушается уже и родного русского языка, говорит и даже думает на французском. Отсюда явление «лишних людей» в России, «героев нашего времени». Это и литературные герои: Чацкий Грибоедова, Евгений Онегин и Алеко Пушкина, лермонтовский Печёрин, Ставрогин Достоевского. Не литературный лермонтовский герой, а реальный русский человек дворянин Владимир Сергеевич Печерин говорил «как сладостно Россию ненавидеть», предавший родное православие и принявший католичество. Чаадаев, Чернышевский, Герцен, декабристы – ненавистники России, имя им легион. Русская жизнь заражается с запада рационализмом, материализмом, позитивизмом, натурализмом, фатализмом, марксизмом. Даже взгляд на отечественную историю сложился под углом зрения европейских учёных. Это разложение проникает от элиты к разночинцам. Они уверены, что у нас нет своей истории, а есть только дикость и «татарщина», всё не так, всё нелепо и всё надо переделать, как там. Умы попосредственнее рассуждают в журналах и газетах о том, что церкви надо обратить в клубы, чтобы наши дикие крестьяне могли в них читать газеты и развиваться. Рассуждали, как свидетельствует К. Леонтьев, о том, что Польше надо отдать земли до Днепра, что нужно ввести федеративное разделение страны по национальностям и прочий вздор. Всё это закономерно привело к социальной катастрофе в начале XX века.

13. Восстановление «умного делания», духовных традиций прп. Сергия.

В то же время нельзя сказать о полном угасании духовной жизни. В том же 18 веке, в Екатерининский период гонений на монастыри, прп. Паисий Величковский в Бессарабской окраине восстанавливает «умное делание», которое воспринимается теперь, как неслыханное(!) дело на Руси. Восстанавливается и распространяется «умное делание» в отдельных монастырях центральной России: в Оптиной пустыне, в Сарове, в Глинской пустыне, на Валааме. И в глубинах народной жизни сохранялась ещё жизнь во Христе. И среди гражданской и военной элиты были истинно духовные люди и патриоты России: Ломоносов, Ушаков, Суворов, Державин, Пушкин, Киреевский, Аксаков, Тютчев, Достоевский, Леонтьев, русские религиозные философы …

Решающим духовным явлением в России стал прп. Серафим Саровский и Оптинские старцы.

14. Оскудение провинции и значение прп. Сергия Радонежского в современной жизни.

В 19 веке образованную Россию, её элиту охватил дух западного либерализма. При стремительном взлёте образования, культуры, промышленности наблюдается стремительное оскудение духовной жизни. Это иллюстрируется таким фактом: с середины 18 века в России была отменена смертная казнь. Для казни декабристов в 1826 году не могли найти ни одного человека, который бы привёл приговор в исполнение, пришлось выписывать из-за границы; а уже в конце этого же века не было отбоя от палачей-добровольцев. В литературе появилось изображение «лишнего человека», человека без религии и без традиций – демонической личности, которая тоже стремительно развивалась от Чацкого, Онегина, Алеко, Печёрина - до Ставрогина и Карамазова. Направления изменений в русской жизни в середине 19 века ещё были неясными: «Куда ты мчишься Русь-тройка?» – вопрошал Н,В, Гоголь – «Нет ответа!» Но уже в конце 19 века проницательный ум Ф.М. Достоевского видел эту страшную перспективу России. Романтическое латинское слово «революция» на древнегреческом языке звучит – «катастрофа». В 20 веке Россия дважды подверглась катастрофе: была разрушена Российская империя, и был разрушен Советский Союз. Но народ устоял и страна устояла. Однако потери русского народа в 20 веке превосходят, пожалуй, потери монгольского периода и смутного времени. Страшный удар пришёлся по деревне. И не только в период гражданской бойни, а в период «коллективизации» и в 50-70-е годы. С 1929 по 1933 год было репрессировано 16 с половиной миллионов лучших крестьян России. Примеров – миллионы. Вот один из них. Старейший протоиерей, участник войны Валентин Яковлевич Бирюков был старшим в многодетной семье сельского учителя. Учителю предложили в 1929 году стать председателем сельсовета. Будучи глубоко верующим человеком, он отказался состоять в аппарате насилия, его посадили, а семью сослали вместе с другими репрессированными односельчанами в Томскую область в глухую тайгу умирать. И ведь какой народ работящий был! Их привезли умирать, как врагов народа, а они, питаясь, целый год одной травой, через три года так обустроились, что их второй раз раскулачили уже в Сибири! Но какая вера в Бога была у людей! И как она передавалась последующим поколениям, несмотря на кровавые гонения верующих! Народ пережил коллективизация, сохраняя основные традиции, пережил страшную войну. После войны обрушились новые удары по провинциальной жизни: укрупнение колхозов, ликвидация «бесперспективных» деревень. В конце 50-х годов при Хрущёве запретили держать скотину не только на окраинах больших городов, но и в посёлках и сёлах. Жизнь деревенская резко изменилась, значительно ослабли трудовые традиции, ослабла вера, стремительно распространялось пьянство, преступность, началась деградация сельской, провинциальной жизни. Но особенно страшно разрушение института семьи. Несмотря на десятилетия безбожной власти, разгула воинствующего атеизма, кровавых гонений и шельмования Церкви, только благодаря семье сохранились в народе национальные традиции и вера в Бога. Началось наступление на семью сразу по нескольким направлениям: пропаганда разврата, половое «просвещение» школьников, распространение сожительств, ювенальная юстиция. Однако возрождение церковной жизни определило «русское сопротивление», которое правильнее можно назвать православным сопротивлением «тайне беззакония».

Доклады конференций и круглых столов

Духовные наставления Святых Отцов

Во искушениях и напастях тверди Псалтырь и читай Параклис Пресвятой Богородице. Она одна у нас Заступница.
(В Успенском храме в Пестяках Параклис читается еженедельно по воскресениям. Ред.)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Читать больше