×

Пестяковский приход



Круглый стол, посвящённый 685-летию со дня преставления свт. Петра, митрополита московского

 

РОЛЬ МИТРОПОЛИТА ПЕТРА В ВОЗВЫШЕНИИ МОСКВЫ.

 

Православие и русская государственность.

«Наша страна была создана крещением народа, У нас государственность неотделима от Церкви, а Церковь неотделима от государственности, и противопоставлять эти вещи нельзя, это страшная ошибка. Пока существует русский народ, его судьба неотделима от истории Православия в нашей стране. Православная же Церковь в нашей стране не мыслится без истории русского государства. Если хотите, это аксиома» - так утверждает один из православных авторов, высказавший свою мысль в Интернете.

 

Ситуация на Руси после монголо-татарского нашествия.

Во второй половине XIII— начале XIV века главную роль в спасении русской государственности играли не князья, а митрополиты, Это был период ослабления государственности, когда лидирующую позицию принимает на себя Церковь, После татарского погрома процесс объединения Руси был нарушен, и, как мы знаем; окончательно наша страна объединилась спустя очень много времени — только в конце XV столетия. Отдельные княжества были просто стерты с лица земли, а другие ослаблены. Страна утратила свое единство настолько, что юго-западная Русь откололась от некогда единой Руси, а на выжженное пустое пространство, которое возникло на месте Черниговского и Киевского княжеств, с севера пришли дикие литовские племена. Они как бы разрезали тело древнерусского государства пополам:, и северо-восточная Русь утратила прямой контакт с южной Русью. Результаты были самые плачевные.

Примечательна деятельность митрополитов, возглавлявших Русскую Церковь сразу после татарского нашествия, начиная с 40-х годов ХШв., до начала XIV столетия. Речь пойдет о митрополитах Кирилле, Максиме и Петре.

 

До митрополита Петра.

Митрополит Иоасаф.

Последним домонгольским, митрополитом был грек Иоасаф, о котором известно только то, что он был назначен. А дальше известия обрываются. Был ли он в Киеве или уехал оттуда перед нашествием татар, судить сложно. А. В. Карташев (историк) думал, что он, вероятно, спасся — грек не желал себя подставлять под татарские ножи.

Митрополит Кирилл.

Короче говоря, после разгрома Киева Русская Церковь лишилась главы. И вот тогда князь Даниил Романович Галицкий, понимая, что церковные дела не, терпят отлагательства, избирает митрополита. Им становится один из игуменов в Галицкой земле— Кирилл. Сначала он действует как нареченный митрополит, т.е. только как администратор. Приблизительно с 1242 по 1248 годы он именно администратор, т. е, еще не имеет права поставлять епископов и священнослужителей, поскольку сам не утвержден и не посвящен в Греции. Ну а после поездки в Грецию он становится законным главой Русской Церкви и начинается его деятельность, которая будет продолжаться очень много лет до его смерти в декабре 1281 года в Переславле-Залесском.

Сравнительно скудные сведения, которые о нем сохранились, говорят о том, что' всю свою деятельность митрополит провел в разъездах. Страна была разорена, церкви сожжены; духовенство выбито, Мерзость запустения царила на всей русской земле. И вот митрополит делает то, что может: сам ездит, рукополагает священников, освящает храмы, служит, проповедует.

Чтобы можно было понять, что происходило с народом, я приведу отдельные строчки из знаменитого «Правила митрополита Кирилла», которое было установлено на Владимирском Соборе в 1274 году. Этот Собор составлен был из нескольких епископов и, строго говоря, поводом для Собора было избрание епископа во Владимир — доставление Серапиона, будущего знаменитого проповедника (об этом Соборе известно, что он был; у историка А. В. Карташева даже кратко перечислены вопросы, которые там рассматривались). «Правило митрополита Кирилла» было напечатано в свое время в издании: «Русская историческая библиотека. Памятники древнего русского канонического нрава». Там называется оно так: «1274 год. Правило Кирилла, митрополита русского, сшедшихся епископов Долмата Новгородского, Игнатия Ростовского, Феогноста Переяславского, Симеона Полоцкого па поставление в епископы Серапиона Владимирского». Вот правила из этого документа:

Первое правило. Митрополит Кирилл формулирует здесь, что такое поставление за мзду (симония, т.е. рукоположение в сан за взятку), цитирует соответствующие правила и, естественно, определяет наказание. За такие вещи полагалось извергать из сана.

Второе правило сообщает о том, что чрезвычайно часто случается нарушение в чине крещения и детей, и взрослых: произносятся не те молитвы, совершаются не те священнодействия и т. д. Объяснение понятно: не сохранилось требников.

Третье правило касается бытовых моментов — кулачных боев, во время которых часто происходили убийства.

Четвертое правило. Оказалось, что в новгородских пределах диаконы совершают проскомидию без священников, нарушая литургический чин, Здесь отсутствовали служебники. Правило указывает на необходимость службы по служебникам.

Пятое правило фиксирует полную патологию: оказывается, в то время были представители духовенства, которые начинали праздновать Светлое Христово Воскресение с Вербного воскресенья и напивались так, что всю Страстную седмицу не было служб. Трудно в это поверить, но это факт. Таким образом; это правило осуждает пьянство (в частности в духовенстве).

Шестое правило. Оказалось, что те съестные припасы, которые приносят на помин души, на кутью, для освящения, освящает кто угодно, но не священники.

Седьмое и восьмое правила содержат определения о языческих обычаях.

И, наконец, девятое правило, которое, как полагают некоторые ученые, было просто механически присоединено к «Правилам митрополита Кирилла»: нельзя чертить изображение креста ни на земле, ни на льду, скажем:, во время праздника Богоявления, потому что тогда изображение креста попирается ногами.

Умер митрополит Кирилл в дороге. По обычаю своему опять куда-то отправился и, проезжая через Переславль, заболел и умер. Но коль скоро он был Киевский митрополит, его останки отвезли в Киев и похоронили там, где полагалось лежать Киевскому митрополиту.

Почему митрополит Кирилл, уроженец Галичины, южной Руси, ушел от князя, который его сделал митрополитом, от Даниила Романовича Галицкого (то есть фактически стал в оппозицию к нему), и решил, что ему надо быть на севере? Объяснить это можно тем, что Даниил Галицкий — бесспорно, патриот своей земли, но вместе с тем и политик в течение всей своей политической деятельности фактически метался между двумя дорогами. Он делал выбор: на кого опереться? Ближе ему был Запад, с которым он был хорошо знаком, с которым связывали его и узы родства, и который формально" обещал ему поддержку против татар. А на Востоке были татары, и казалось, опираться на татар было невозможно. Мы знаем, что Даниил неоднократно заводил переговоры с Западом, вел и прямые переговоры с Ватиканом, был коронован папским легатом в Дорогичине. Именно этой ориентацией князя Даниила можно объяснить ту попытку оппозиции, которая наблюдается со стороны митрополита Кирилла, Будучи православным митрополитом, он прекрасно понимал, что Запад здесь не помощник, а наоборот, Он понял, что верен другой путь, и в этом отношении был полностью согласен с князем, которого сам впоследствии отпевал, — с Александром Невским. Мы видим здесь ту симфонию церковной и царской власти, которая бывала иногда на Руси. И тогда даже невозможное становилось возможным.

Митрополит Максим.

Преемником митрополита Кирилла был митрополит Максим, грек. Вот этот грек, казалось бы, очень далекий от русских интересов, который, вероятно, плохо представлял себе Русь, тем не менее, фактически продолжил деятельность своего предшественника — правда, не в таких масштабах, хотя известно, что он тоже постоянно путешествовал. Но он делает очень важную вещь, которая во многом определит дальнейшее развитие Руси: формально переносит митрополичью кафедру из Киева во Владимир. Таким образом духовный центр перемещается в северо-восточную Русь.

Смена местопребывания митрополита — это не просто пространственное изменение. Киевскому митрополиту полагалось быть в Киеве. Но Киев был разгромлен в 1240 году и представлял собой запущенные развалины, руины, которые нельзя было назвать городом. Потом, в 1290 году, эти остатки были окончательно разорены и постепенно становились фактическим местом пребывания каких-то банд, хищников, грабителей. 'Гуда спускались литовцы, в этих пространствах фактически была нарушена всякая государственность. Правда, митрополит мог переехать и в Галич - Галич-то ближе, чем Константинополь. Но нет. Западные авантюры Галицких князей подтолкнули митрополитов сделать свой выбор. И они его сделали в пользу северо-восточной Руси. С этого момента история Руси делается на северо-востоке.

 

Митрополит Пётр.

Митрополит Максим умер., и на его место был избран — опять-таки на юге — игумен Пётр (в1308г.), впоследствии первый московский святитель. И опять то же самое: он без конца, объезжает разные земли, в том числе и волынские, и Галицкие, окормляет паству— то есть продолжает ту же самую малозаметную работу, которую начал митрополит Кирилл.

Между митрополитом Петром с Иваном Калитой завязалась тесная дружба. Для главы Русской церкви - митрополита - он выстроил удобные палаты. Митрополит Пётр любил подолгу гостить в Москве: Калита радушно принимал его, делал Церкви щедрые подарки. Бывая в Москве, митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. Князь Иван Даниилович, еще при жизни и княжении своего брата Юрия Данииловича, в 1326 году, построил первую в Москве каменную церковь, готовя переезд митрополита Петра из Владимира в Москву. Он понимал: если Москва станет столицей духовной, то это сплотит вокруг нее все русские княжества, и тогда нужно лишь время, чтобы она стала светской столицей. Город, где живет глава Русской церкви, и есть столица.

Вот что рассказывает старинная книга «Москва»:

«Здесь сообщим читателям пророческое изречение Св. Петра, Митрополита Российского, о Москве, теперь нами описываемой: ласковый, приветливый Иоанн был любим не одними только гражданами московскими, но и всеми, кто только знал его лично, в числе их был и Св. Митрополит. Часто бывая в Москве, красивой своим месторасположением, Петр полюбил ее и с 1326 года переселился в нее, оставив Владимир, где с некоторого времени Великие Князья уже не жили, а приезжали только на некоторое время.

«Если ты успокоишь мою старость, - говорил Св. Петр Великому Князю, - если ты воздвигнешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех других Князей, род твой возвеличится, кости мои останутся в сем городе. Святители поживут в оном и руки его взыдут на плещи врагов наших».

Иоанн, исполняя желание его, 1326 года августа 4 заложил первую каменную церковь Успенья Богоматери».

Митрополит умер в том же году. Иван Даниилович добился от константинопольской патриархии его канонизации. Петр стал первым «Москвы и всея Руси чудотворцем». Новым митрополитом стал Феогност (грек, как и митрополит Максим).

Объединение русских земель вокруг Москвы привело к коренному изменению политического значения этого города и великих московских князей. Они, недавние правители одного из русских княжеств, оказались во главе обширнейшего государства в Европе. Возникновение единого государства создало благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагом. Включение в состав единого государства ряда нерусских народностей, создавало условия для роста связей этих народностей с более высокой по своему уровню экономической и культурой России.

 

Доклад подготовил: Ермаков Дмитрий. Дата создания доклада: 25 декабря 2010г. В докладе использованы материалы: 1) Интернет-материал «Лекция 7. Московское княжество» 2) «Значение перенесения кафедры русских митрополитов в Москву».

Доклады конференций и круглых столов