×

Пестяковский приход



Для человеческого разума совершенно очевидно, что существует бесконечность и вечность. Все мы живём в этом вечном и бесконечном мире, и у нас, по необходимости, складываются осознанные и подсознательные отношения ко всему окружающему нас и к миру в целом. Эти отношения образуют определённые и неопределённые наши соединения, связи со всем окружающим нас миром, создаётся смысловая и интуитивная связь с окружающим нас бесконечным бытием, «религия есть всегда то или иное самоутверждение личности в вечности» (1, с. 96). Слово религия (religio) означает связь, соединение человека с вечностью. Это соединение в значительной степени совершенно бессознательно. Религиозное чувство всегда имеет свои корни в бессознательном. Кстати, сфера бессознательного в жизни каждого человека занимает гораздо большее место, чем сфера сознательного.

Русский дух – это дух православия. Русский и православный – синонимы, по убеждению Ф.М. Достоевского. Былинные богатыри говорили: «Не боюсь я никого, кроме Бога одного». Когда человек боится Бога, он уже больше никого и ничего не боится. А не боящийся Бога всего и всех боится. Англичане, немцы и французы любят закон, потому что боятся людей, а русские любят людей, потому что боятся Бога. Страх Божий всегда был присущ русскому человеку. «Без Бога, ни до порога». Когда ребёнок уходит из дома в школу или погулять, он всегда говорит: «Я пошёл», и родители всегда отвечают ему в след: «С Богом!» С Богом везде хорошо, даже на войне, а без Бога и на печи плохо.

Любовь к Богу начинается, как ни странно, со страха Божия, который есть начало премудрости: «Начало мудрости – страх Господень» (Притч.1, 7). Священное Писание часто напоминает нам о великом значении страха Божия, особенно Псалтирь. «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс.33, 12). Это особый страх, причиной которого является не трусость, а ответственность. На определённой ступени духовного восхождения человек начинает остро ощущать близость Бога, а вместе с этим – страх и благоговение.

1. ЛЮБОВЬ

Вся жизнь нормальных людей состоит из стремления к Любви и Святости. Ныне на тысячи ладов понимают Любовь и Святость, вкладывая в эти слова какое угодно содержание. Но самые категории эти нельзя выкинуть из человеческой жизни – из сердца и мысли.

Были два брата по духу, Евагрий-диакон и Тит-поп. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились единодушию их и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда рыкает, как лев, ища кого поглотить, посеял между ними вражду, и такую ненависть вложил он в них, что они и в лицо не хотели видеть друг друга. Много раз братья молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели.