×

Пестяковский приход



26 июля празднуется Собор Архангела Гавриила. Сущность всего бытия раскрывается триадой идеи, материи, вещи.

Академик А.Ф. Лосев говорит: «Должна быть, во-первых, такая сфера, которая воплощает на себе чисто умную стихию Бога (идея); должна быть, во-вторых, сфера, осуществляющая и воплощающая материальную сторону сущности (материя); и, в-третьих, сфера, синтезирующая то и другое (вещь). Первая сфера есть умные силы, или невидимый мир ангельский; вторая – видимый мир, космос, природа, неодушевлённый мир, а также растения и животные; третья сфера – человек» (2. с.234). Абсолютно духовен только Бог, поэтому, какая-то телесность, хотя бы и чисто умная, свойственна ангелам. Однако, наименование их бесплотными является для них существенным. В сравнении с людьми, это действительно бесплотные силы. «Бесплотные силы, как идея, осмысливают и оформляют всё инобытие (земное бытие), и потому учение об Ангеле-Хранителе является совершенно элементарной диалектической необходимостью» (2. с.235). Ангелы подразделяются на три основных чина, а в пределах каждого из основных чинов также по три чина, всего оказывается 9 ангельских чинов. Эти чины таковы:

Первая триада: 1. Серафимы, 2. Херувимы, 3. Престолы.

Вторая триада: 1. Господства, 2. Силы, 3. Власти.

Третья триада: 1. Начала, 2. Архангелы, 3. Ангелы.

Св. Дионисий Ареопагит называет первый чин ангелов очищаемыми, второй – просвещаемыми, третий – совершенствуемыми. Очищаемые чужды всякой примеси; просвещаемые должны наполняться Божественным Светом, «дабы возвыситься чистейшими очами ума до созерцательного состояния и силы. Наконец, совершенствуемые, возвышаясь над несовершенным, должны соделоваться участниками в усовершающем познании созерцаемых таин» (1, III, параграф 3).

Богу свойственна бесконечная полнота света. С ангельского мира полнота Божьего света начинает иерархически уменьшаться. Огонь и свет Божией Любви непосредственно освещает первую триаду ангелов. Дионисий Ареопагит прямо учит, что «Серафимы есть огонь. Вторая триада менее светла, и ещё менее – третья триада» (2. с.242). Серафимы – пламенеющие, горящие, стремительные. Херувимы – яркий свет излияния мудрости и познания Бога. Престолы – небесные умы, возвышающиеся над всем дольним, стремящиеся в горнее и твёрдо прилеплены к Существу истинно Высочайшему, они носят Бога, неукоснительно выполняя Его Божественные повеления. Вся первая триада есть умный пламень. Отождествление ума со светом вполне понятно, ум и свет – одно и то же. Сверхсущий Ум – это бездна света, потенция ума. Первый чин ангелов, умные силы, Серафимы, Херувимы и Престолы – это свет и даже огонь.

Вторая триада уже терминологически говорит о силовых и материальных характеристиках. Полнота энергии Божьего света здесь меньше, чем в первой триаде, но больше, чем в третьей. Они просвещаются от первой триады, исполняя волю Божию.

Что касается третьей триады, то она понимается, как синтез первых двух триад. Например, Начала – архетипы Богоподобия, способные начальствовать и управлять. Выражают премирное начальство Бога, постоянно совершенствуясь, они начальствуют над природой. Ангелы ведут человека к Богу. Человеку, чтобы сподобиться благодатного умного Божьего Света, необходимо очиститься от страстей. Святые Божии люди, возложив на себя благое иго Христово и освободившись от страстей, сподобляются ещё в земной жизни того сладчайшего благодатного Света, в котором живут ангелы, становясь земными ангелами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Св. Дионисий Ареопагит «Небесная иерархия».
  2. А.Ф. Лосев. Миф. Число. Сущность.