×

Пестяковский приход



4) Четвёртый признак восточного христианства – разное понимание веры.

Католический теолог Фома Аквинский утверждал, что «вера, имеющая любовь, и вера, не имеющая её, по своей сущности не различаются … И вера, которая не имеет любви, есть дар Божий» (1, с. 112).

Православие же утверждает, что без любви нет веры: «Христиане, горе нам без любви! Где нет любви, тамо нет веры, ВЕРА БО БЕЗ ЛЮБВИ НЕ БЫВАЕТ…» (2, с. 473). Вера являет образ жизни, «как осуществление ожидаемого» (Евр., 11, 1). Церковь православная для верующих во Христа – Мать. «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец», – гласит русская пословица. В Церкви мы апофатически, а не логически убеждаемся, что все святые и Бог любят нас. Мы верим им, как ребёнок беззаветно верит своим родителям, и этой вере не нужны никакие логические доказательства и никакие аргументы.

Вера Западных христиан основана на теоретических положениях и на рассудочно-логических выводах. Теологи на Западе считали, что с помощью разума, науки легче проникнуть в истины веры, что при помощи философии можно придать религиозным истинам систематическую форму, т.е. создать законченную, полностью доказательную систему христианского вероучения. «В результате в Европе видим взлёт отвлечённых философских учений, которым так позавидовал Чаадаев. Но философия – это мысли об истинной жизни по Истине. А Православие – истинная жизнь по Истине. “Живя в разуме, мы живём на плане, – заметил И.В. Киреевский, – вместо того, чтобы жить в доме” … Начальная точка логической цепочки католиков – “и не любящая вера – есть дар Божий”– закончится фашистским “Got mit uns”». Судите сами, Фома Аквинский писал: “Если еретик упорствует, Церковь … передаёт его светскому трибуналу для истребления смертью”. (3, с.159).

Вера является базой культурно-исторического типа общества. «Специфика всякой цивилизации определяется типом верования, который, собственно, и порождает эту цивилизацию, а потом поддерживает её самоиндентичность и отличие от других цивилизаций» (4, с. 93). Стабильная общественная жизнь регулируется правом, в основе которого лежит правосознание, образующее норму поведения. В свою очередь, правосознание, т.е. различение добра и зла, хорошего и плохого, вытекает из веры. «Критерием различения добра и зла может быть для человека только то, во что он верует» (4, с. 94).

Эти отличия восточного христианства от западного во многом объясняют крепость православия и тщетность посягательств на него наших геополитических врагов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Фудель С.И. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 2005.
  2. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 2000.
  3. Лобастов Н.А. Записки сельского учителя. 4 части. М., 2016.
  4. Тростников В.Н. Православная цивилизация. М., 2014.