×

Пестяковское благочиние



ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА

Каждый христианский праздник концентрированно и ёмко изображается в тропаре и кондаке предстоящего празднования.

ТРОПАРЬ Рождественского праздника говорит нам о звездочётах-мудрецах:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирове свет разума. В нем бо звездам служащие звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»

Вочеловечение Бога, его чудесное Рождение от Девы Марии воссияло всему миру светом Истины. Трём восточным мудрецам-звездочётам открыто было Господом о рождении Мессии (Мессия – слово еврейское, по-гречески Христос, по-русски – Спаситель). В истории христианства особая роль принадлежит трём волхвам, которые первыми изо всех людей признали Иисуса Христа. Пришли они с Востока, из Месопотамии, ведомые Вифлеемской звездой (звездам служащие и Звездою Вифлеемской научаемые). Почему первыми ко Христу пришли язычники-волхвы? Потому что ожидали явления Мессии не только евреи. Так, например, сбылось пророчество Эритрейской сивиллы (пророчицы), которая жила во времена Троянской войны, т.е. задолго до Рождества Христова:

«Вот, грядет с неба Царь,
И навеки будет Его Царство…
… Чада Рожденье земле принесло великую радость,
Возвеселился и в небе Престол, и мир – в ликованье,
Маги воздали честь Звезде, невиданной прежде,
И, уверовав в Бога, лежащего в яслях, узрели».

Микеланджело. Эритрейская сивилла
Микеланджело. Дельфийская сивилла

Главная ценность предсказания Эритрейской сивиллы в том, что заглавные буквы каждой из строчек послания на древнегреческом языке образуют надпись: «Иисус Христос Сын Божий». Известны предсказания и других пророчиц-сивилл. В эпоху Возрождения в Сикстинской капелле величайший художник и скульптор Микеланджело Буонаротти изобразил всех известных предсказателей явления Христа: пять сивилл (Кумскую, Дельфийскую, Персидскую, Ливийскую, Эритрейскую) и семь пророков: Иону, Иеремию, Иезекииля, Иоиля, Захарию, Даниила, Исаию. Великий Исаия за 700 лет пророчествовал о волхвах: «Все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» (60,6). Пророк и царь Давид прорёк: «Цари Аравии и Савы принесут дары: и поклонятся Ему все цари, все народы будут служить Ему» (Пс. 71, 10-11). Известны имена волхвов: Балтазар, Мельхиор и Каспар. Спасителя от вечной смерти – Христа ожидали не только евреи, а все люди земли нашей.

КОНДАК ПРАЗДНИКА

«Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Непреступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Кондак выражает чрезвычайно глубокие вещи, сообщает о событии, которое выходит за пространственно-временные рамки нашей земной жизни. Дева днесь, то есть именно сегодня Пресущественного раждает. Не только 2018 лет назад, а днесь – сегодня. Пресущественный – существовавший всегда, существовавший прежде, ранее всего существующего – Вневременный. Христос – Вторая Ипостась Святой Троицы, Который к Своей Божественной сущности присоединил человеческую сущность, которая сформировалась, как энергия тела и души Сына Человеческого, во чреве Девы Марии. Бог, Бесконечность врывается в нашу временно-пространственную жизнь, свершается потрясающее чудо.

Природа Бога совершенно невообразима. Математика открывает нам, что в Бесконечности и Вечности абсолютный максимум совпадает с абсолютным минимумом, что в Ней не может быть превышаемого и превышающего, Она не подвержена ни увеличению, ни уменьшению, перед Ней единица и миллион совершенно одинаковы. Бесконечность проста, все сложные геометрические фигуры в Ней обращаются в прямую линию, что ещё в Средние века блестяще доказал философ и богослов Николай Кузанский. Святые говорят: «Бог прост, и в простоте верит человек, и подвизается смиренно и усердно и переживает Таинства Божии». Святейший Патриарх Кирилл сказал о Вечности: «Мы верим в вечную жизнь, мы её чувствуем, мы её духовно созерцаем в момент совершения Божественной Литургии, в момент причастия Святых Христовых Таин. Каждая Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа» потому что через таинство мы прикасаемся к вечности. Именно в перспективе вечной жизни призван христианин взирать и на радости, и на скорби своей жизни, понимая ограниченность, конечность этих скорбей. Смерть не абсолютное явление, разрушающее человеческую жизнь. И это наш ответ на страдания, смысл которых так тяжело понять».

Душа наша – вертеп разбойников-страстей, от которых мы освобождаем свой личный вертеп покаянием, чтобы Христос-младенец родился в нас, ибо днесь «нас бо ради родися Отроча Младо Превечный Бог». «И земля вертеп Непреступному приносит, Ангели с пастырьми славословят». Высшее соединяется с низшим, природа ангелов и человеческих душ одинакова. «Волсви же со звездою путешествуют», как ранее сообщалось в тропаре. Волхвы – не иудеи, они жили вне Закона, и пришли издалека. В русское, православное Рождество путь волхвов – это путь русского народа ко Христу. На Западе пал сатана, на Востоке ожидание Христа. Волхвы принесли в дар Христу золото, ладан и смирну. Что мы можем принести в дар Христу? Сердце с дарами веры, надежды и любви.

РОЖДЕСТВО РУССКОЕ И ЗАПАДНОЕ

Немецкая пословица гласит: «Нет гнезда выше орлиного, нет праздника выше Рождества». У русских же праздником праздников является Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа. На Западе рассуждают так: «Бог так любит МЕНЯ, что Он МНЕ уподобился. Бог любит МЕНЯ, что может быть выше этого и лучше ДЛЯ МЕНЯ?» Постепенно Христос превратился у них в великого моралиста, великого человека. У нас с западниками разные точки отсчёта. У них отсчёт «снизу», ОТ МЕНЯ, а у нас «сверху», ОТ БОГА. Разные точки отсчёта рождают и разную перспективу: у них «линейная перспектива», а у нас «обратная перспектива»: не Бог стоит мне на иконе, а я стою перед Богом. И я должен тянуться к Нему, а не Он мне уподобляться на каждом шагу. Большевистским декретом в 1918 году, с целью перечеркнуть православие в России, безбожники ввели новогодний праздник по католическому календарю, в самые сакраментальные дни русского Рождественского поста, когда не только мясо и оливье, но и рыбу есть нельзя. Теперь новогодний праздник разрушает мирное и последовательное течение Рождественского поста, когда ни плясок, ни пьянки, ни богомерзкого кривляния на всех телевизионных каналах (кроме нашего православного и консервативного) в последнюю седмицу поста не предусмотрено. Это время сосредоточенных, тихих молитв, покаяния, посещения церковных служб, приготовления к причащению (в древности чаще причащались в Рождественский сочельник накануне Рождества). Новогодний праздник нынешний – праздник произвольный, нарочитый, не настоящий. Восемьсот лет на Руси его праздновали 1-го сентября (этот новый год остался до ныне в школе, у студентов и в Церкви), потом с Петра Первого двести лет его праздновали 1-го января по Юлианскому календарю, т.е. после Рождества (14 января по католическому Григорианскому календарю, который называют теперь «старый Новый год»), а с 1919 года 99 лет празднуем его, по русскому Юлианскому календарю, 19 декабря/1 января по-западному.

Православное Рождество Христово – настоящий, истинно русский, священный праздник, осмысленный и чудесный, и радостный!

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!