×

Пестяковский приход



В египетском монастыре был черноризец по имени Ефросин, неграмотный, но смиренный и богобоязливый. Он предал себя со всею покорностью в послушание игумену и братии. Много лет по послушанию служил в поварне. Никогда не роптал, не прекословил, исполнял порученное ему дело со всевозможным тщанием, служа человекам, как Богу, а не как человекам.

То собирал он ягоды и зелень, то носил дрова из лесу на плечах своих, топил ими печь и варил сочиво для братии. Постоянно смотря на огонь, приводил в сокрушение свою душу, говоря со слезами так: «Увы, грешная душа! Ты не сделала ничего угодного Богу! Ты не знаешь Закона Божия! Ты не научилась читать книги, по которым славословят Бога непрестанно! По этой причине ты недостойна, предстоять в церкви с братией, но осуждена стоять здесь, пред огнём. По смерти же будешь горько мучиться в будущем неугасимом огне».

Игумен этого монастыря иерей Власий с юности стал монахом, и угождал Богу постом и молитвой. Этому игумену пришло непреодолимое желание узнать, в какое место вселяются души монахов, подвизавшихся во время земной жизни. Возложив на себя пост и бдение, он начал молить Бога, чтоб Бог открыл ему это. Три года проводил он в келейном бдении каждую ночь. Всеблагий Бог, никогда не презирающий молящихся Ему с верою, исполнил желание и игумена. Однажды ночью, стоя на обычной молитве, внезапно ощутил себя в состоянии исступления (душа выступила из тела).

Он увидел себя ходящим по великому полю, в раю Божием. Что такое рай? Этого невозможно передать на человеческом языке. Древа благороднейшие, усыпанные плодами, и он насыщался одним благоуханием, которое издавали эти плоды. В раю он увидел монаха Евфросина, сидящего под одной из яблонь на золотом престоле. Увидев его, игумен подошёл к нему и спросил: «Сын мой Евфросин! Что ты здесь делаешь?» Евфросин отвечал: «Владыко! Я за твои молитвы в этом месте святого рая поставлен в стражи Богом». Игумен сказал на это: «Если я попрошу у тебя чего-нибудь, имеешь ли ты власть дать?» Евфросин отвечал: «Чего ни попросишь – получишь». Игумен сказал: «Дай мне с этой яблони три яблока». Евфросин аккуратно снял три яблока и отдал их игумену. Игумен принял их в мантию, и по принятии тотчас пришёл в себя. Он оказался в келье своей, три яблока были в его мантии.

Зазвонили к утрене. По окончании богослужения игумен приказал братьям, чтоб никто из них не выходил из кельи. Призвав из поварни Евфросина , спросил его: «Сын мой! Где был ты этой ночью?» Евфросин отвечал: «Там, авва, где ты видел меня». Старец: «И где я видел тебя?» Евфросин отвечал: «Там, где ты просил у меня, чтоб я тебе дал, в святом раю». Старец: «Что просил я у тебя?» Евфросин: «Что я дал тебе, – три святых яблока, которые ты и принял».

Тогда игумен упал к ногам его. Вынув яблоки из мантии своей, призвал братию и сказал: «Эти яблоки, которые вы видите, из святого рая. В течение трёх лет я молил Бога в ночных бдениях, чтобы Бог показал мне, куда отходят по смерти души благочестивых монахов. В эту ночь благодатью Божией я возведён был в рай, видел его неизреченные блага и нашёл в нём брата нашего Евфросина, который дал мне эти три яблока. Умоляю вас, не унижайте и не бесчестите неграмотных. Они, с верой служа братии, оказываются у Бога выше всех». Игумен разделил яблоки. Больные, вкусив райских яблок, выздоровели. А Евфросин тайно ушёл из монастыря, избегая славы человеческой.