×

Пестяковский приход



1. Вступление.

Мировоззрение человека в современном мире формируется на основе пропагандистских мифов, кинофильмов и сериалов, телешоу, компьютерных игр, интернета. На современного человека обрушивается настоящий информационный шквал, и человек тонет в обилии информации, и у него нет времени для самостоятельного мышления. Но надо помнить слова ап. Павла, что «тайна беззакония в действии». Одним из её действий является т. н. «информационная война».

Информационная война против России началась с Наполеона. Но ещё гораздо раньше началась информационная война против христианства. Цель этой войны – сделать из нас «Иванов, не помнящих родства». И мы свидетели, как эта цель достигнута на Украине, которую успешно пытаются оторвать от русской цивилизации. Чтобы из нас не сделали «Иванов, не помнящих родства», не сделали из нас «манкуртов», надо изучать и знать и помнить свои корни – исторические и религиозные.

2. Либеральный взгляд на историю России.

После крушения СССР наступило время нового осмысления русской истории. Дореволюционная историография возникла после Петровских времен, и исторические оценки многих важных событий сложились под влиянием  Запада. Знаменитый историк Тимофей Николаевич Грановский был ещё и знаменитым либералом, прототипом героя романа Достоевского Бесы». Он имел талантливого ученика – Василия Осиповича Ключевского, ставшего в дальнейшем автором знаменитого «Курса лекций по русской истории». По этому курсу учились многие поколения русских людей, в том числе и царские дети. И испытываешь настоящее потрясение, когда обнаруживаешь, что имя св. блгв. великого князя Александра Ярославича  Невского во всём  девятитомном(!) «Курсе русской  истории» упоминается всего лишь четыре раза. Два раза, когда речь идёт о родственнике св. князя, один раз в списке персонажей книги, которую читал Пётр Первый, и ещё раз в связи с Александро-Невской лаврой. Сам же св. князь, его подвиги и победы в объёмном курсе просто отсутствуют. 

Наверное св. блгв. князь сам ушёл из этой предельно рационализированной истории, потому что эта история имеет очень малое отношение к истории страны Александра Невского, к истории святой Руси.

В диалектической цепочке «учитель – ученик – ученик ученика» В.О. Ключевский занимает промежуточное место. Наиболее известен из них Михаил Николаевич Покровский, создатель знаменитого учебника «Русская история в самом сжатом очерке». И если Грановский более интересовался историей Запада, чем историей свой страны, а Ключевский умудрился не заметить в своём курсе Александра Невского, то Покровский не заметил в своём «самом сжатом очерке»  и самой русской истории, видим только либеральную ненависть ко всему русскому. Эта цепочка «Учитель – ученик – ученик ученика» перешла в 20 век и дошла до 21 века, где нам навязывали представление, что Россия и русский народ – это то, что думала о русском народе диссидентская и либеральная публика 19 и 20 столетий.

3. Значение РПЦ в истории России.

Либеральные историки почти полностью игнорировали историческое значение РПЦ, её влияние на характер народа и его историю. В СВЯЗИ С ЭТИМ ВОЗНИКАЕТ МНОГО ВОПРОСОВ по истории России. Например, почему Москва свята для русского народа? «Москва – как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось!»  Петербург тоже был столицей. Но ведь не говорят «Петербург – как много в этом слове». А всё дело в том, что Москва была почти 200 лет церковной столицей и только после этого стала и столицей государственной. Святительский Престол все эти 200 лет освящал Москву. «Москва Первопрестольная! Я русский мужичок!» - с гордостью восклицает некрасовский крестьянин.

Но ведь и на Западе было христианство. Но на Руси христианство разговаривало с народом на понятном ему славянском языке, а на Западе – на латыни, совершенно чуждым простым людям языке. Поэтому смысл и дух христианства на Руси был органично воспринят простыми русскими людьми в отличии от народов Запада. Самая многочисленная масса народа на Руси  – земледельцы, приняли новое своё самоназвание – «крестьяне», т.е. христиане, раньше до крещения называвшиеся «смердами». Церковнославянский язык, понятный народу, обогатил и туземный славянский язык, сделавший русский язык самым развитым языком в Европе и мире. 

4. Крещение Руси и начало русской государственности.

1 августа 988 года – это дата начала нашей истории. И не язычество, а христианство разбудило Русь для истории, и именно это и определило место в нашей стране православия. Православие для нас – государственно образующая сила, а не просто конфессия. Православие сформировало язык нашего народа и его национальный характер, православие определило законы нашего государства и его культуру.

Князь Владимир, как и подобает мудрому государственному мужу, угадал устремление народной души, правильно определил стратегию духовного развития русского человека. Если античный сонм богов был строго определён в поэтических образах Гомера, то славянские боги чередовались в своём развитии и ожидании «неведомого истинного бог». Вихрь, услада, чур, лад не только и не просто слова, это названия проходящих богов. Многие племена язычников славян не имели жреческого сословия, не было консервативного и закрепляющего элемента, который бы чётко определил в сознании жёсткую ценностную шкалу языческой религии.

До возникновения общей государственности на Руси, были разрозненные племена полян, древлян, вятичей, кривичей, тиверцев, белых хорватов, дулебов, словен, полочан. Князь Владимир пришёл в нашу историю, когда Русь ещё не стала государством, когда она лишь томилась государственностью, когда её ещё предстояло разбудить для истории. Главную роль этому пробуждению князь Владимир отдал общей вере, единой для всех родов и племён. Вначале он пытался превратить в единую государственную религию родное языческое многобожие. Он установил на Священной горе напротив своего терема шесть кумиров, почитаемых различными славянскими племенами, и были свезены им в Киев, как представители соответствующих родов и племён, объединённых в это время властью Киевского князя. Этот пантеон фигурально можно представить прообразом нынешнего Совета Федерации, т.к. главной его функцией было именно представительство родов и племён… Но, как ни замечателен был экуменический замысел князя, языческий пантеон не сумел объединить славянские  племена.  Давно уже созрел кризис язычества. Племенные «божки, перепутавшись между собой, окончательно утратили легитимность и превратились в народном сознании лишь в обозначение Высших сил, в «местоблюстителей», так сказать, Истинного, но пока ещё неведомого Бога. Тело народа охвачено предгосударственным томлением, а душа народа – предощущением  познания Бога Истинного.

Поэтому мы и говорим, что 1 августа 988 года – не только Крещение Руси. Но и её Рождение, как государства. До этого была смесь родов и племён, объединённых властью Владимира, и только сейчас, в водах Днепра, родилось русское государство.

5. История крещения Руси.

Конечно, это не первое крещение на Руси. Было и т.н. Фотиево крещение в 860 году. И некоторые историки эту дату называют  началом русской истории. Но Фотиево крещение касалось лишь отдельных людей. Крестились князья Аскольд и Дир, их дружинники, но народ оставался не просвещённым светом христианства. Через несколько лет князья Аскольд и Дир были коварно убиты князем Олегом, и надолго водворилась в Киеве языческая реакция. Однако христианство в Киеве не исчезло. Мы знаем, что задолго до крещения Руси в Киеве стояли наряду с языческими капищами и христианские церкви. Например, церковь Ильи пророка. И клятвы на договорах с Константинополем русские дружинники и купцы давали на Кресте и Евангелии и на идольских изображениях  - в зависимости от конфессии.

Вторая попытка христианизации Руси – крещение княгини Ольги-Елены – бабушки князя Владимира. С её крещением значительно усилилась христианская партия в Киеве. Именно она заронила семена веры в своего внука Владимира. Отца своего Святослава он практически не видел, его воспитывала бабка до своей смерти  969 году, когда Владимиру было 9 лет, а потом ключница её Малуша –мать кн. Владимира и дядька Добрыня – язычники. Святослав упорно держался язычества, не любил быть в Киеве, постоянно находился со своей дружиной в отдалённых походах, и даже пытался основать новую столицу на Дунае – город Доростол. Смерть Святослава Игоревича в 972 году застала Владимира в Новгороде, где он княжил под опекунством Добрыни. Великим кн. Киевским стал его 11-летний  сводный брат Ярополк. Другой брат 12-летний Олег правил в древлянской земле. Через три года Ярополк Киевский пошёл войной на брата Олега, который погиб в битве. 15-летний Владимир бежал к варягам. В 980 году 20-летний Владимир с варягами вернулся в Новгород, предупредил брата Ярополка, что будет с ним воевать. Сватался к Рогнеде, дочери Полоцкого князя Рогволда. Насильно взял в жёны Рогнеду. В этом же году от Рогнеды родился сын Ярослав (Мудрый). Затем Владимир взял Киев. Ярополк был умерщвлён. Владимир в это время был символом языческой партии, в его руках сосредоточилась огромная власть.

6. Ядро русской цивилизации – Православие.

Ядром цивилизации является её религия. Казалось бы и у нас в России и на Западе одна религия – христианство. Но мы противоположными путями вошли в феодализм. На Западе феоды и др. вассальные владения образовывались в результате распада единой Римской империи, т.е. возникали в нисходящем потоке. Тогда как на Руси, где зарождалось наше будущее, удельные княжества создавались в ходе освоения и колонизации почти безлюдных лесных просторов – это было движение в восходящем направлении потока развития. На Западе империя неотвратимо сходила с исторической сцены. Провалы попыток восстановления империи Карлом Великим, Оттонами и Наполеоном, только подтверждали эту неотвратимость. На Руси же империя была не в прошлом, а в будущем.

Христианство, принятое не только элитой общества, но проникшее в сердце основной массы народа, способствует укреплению силы народа , способствует его единению. Верующие слышат призыв Христа в Его молитве к Богу-Отцу: «Да будут едино, как Мы едино. Я в них и Ты во Мне; и да будут совершены во едино». На этой основе Русь всегда стремилась к единению с самого начала своей государственности: и в домонгольский период, и в монгольский, и в московский – во все периоды своего существования. При кн. Владимире христианство объединило множество восточно-славянских племён в единый народ.

При сыне Владимира Ярославе Владимировиче Мудром Русь оформилась в единое большое православное государство со столицей в Киеве. Ярослав Мудрый, достойный сын своего великого отца, при монастырях открыл много образовательных училищ, библиотек, он поощрял переписчиков книг, создал государственную трёхстепенную систему управления: исполнительную, судебную, законодательную. Но в одном очень важном отказала ему мудрость: он завещал единую страну по уделам всем своим сыновьям. В эйфории неофитского энтузиазма ему представлялось, что братья единодушно будут управлять Русью во главе с великим князем Киевским. Но греховность реального мира обрекла Русь, в этом случае, на междоусобное разделение.

Церковь и на Западе и на Руси противостояла дроблению народов. Церковь противостояла физической и политической разобщённости. Западная католическая церковь взяла на себя функцию противостояния физическому дроблению Европы и ей это в значительной степени удалось.  И этот успех вскружил ей голову: католическая Церковь вступила в политическое противоборство со светскими властями. Католическая Церковь стала трансформироваться из духовно-нравственной силы в политическую силу. В политической борьбе она в коне концов потеряла свой  нравственный авторитет в глазах народной массы, что привело Запад в 16 веке в 1517 году к Реформации. Католики был побеждены протестантами и папские притязания были окончательно похоронены.

7. Три попытки утверждения самодержавия.

На Руси же отношения между епископами и князьями складывались совершенно по-другому – в духе христианского единодушия. Правнук Владимира-крестителя Владимир Мономах скорбел о междоусобицах в Русской земле и созвал всекняжеский съезд в Любече, где князья в присутствии и по благословению епископа целовали Крест на прекращение междоусобной вражды. 

Идеальная форма государственного единения – монархия, та «народная монархия», по выражению Тихомирова, которая и началась складываться  у нас с 15 века. Но, как всякое великое масштабное дело, оно проходило в три этапа. Первая попытка самодержавия была предпринята в 12 веке св. великим кн. Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого. Он перенёс  сначала столицу своего княжества из Суздаля во Владимир. А после захвата им Киева, перенёс столицу всей Руси во Владимир. Был убит боярами в  1174 году. Вторая попытка установления самодержавия была предпринята царём Иваном Грозным. (Он тоже перенёс столицу в Александрову Слободу). И третья попытка, окончательная, Петром Первым, перенёсшим столицу в Петербург и создавшим православную Российскую империю. 

8. Уровень духовности русской элиты на Руси: «Гнёзда святости».

РПЦ  духом прозревала действие закона единения, она всегда поддерживала ту ветвь Рюриковичей, которая успешнее других могла стать собирательницей Русских земель в сильное самодержавное государство. Такой ветвью Рюриковичей стало потомство Всеволода Третьего по прозвищу Большое Гнездо в северо-восточной Руси. Там княжил сын Всеволода Ярослав и его внук св. Александр Невский в 13 веке.

Мл. сын А. Невского св. Даниил Московский и внук Невского Иван Данилович Калита – начало возвышения Москвы. Свт. Пётр.

9. Связь духовного и государственного подъёма.

При изучении истории Россиии истории РПЦ обнаруживается закономерность; после каждого духовного подъёма через некоторое время начинается государственный подъём.

10 в. – крещение Руси, 11-12 вв. сильное централизованное государство Ярослава. Монашество – преимущественно в городах – мощный расцвет городов. Сравните Киев и Париж 12 века.

14-15 века – прп. Сергий Радонежский, его ученики, Св. Русь – конец 15 – 16 вв. – конец монгольского ига,  начало самодержавной Руси с Василия 3 Тёмного. Монашество не в городах, а в лесных пустынях. Через 100 лет – освоение русскими людьми всей нечернозёмной полосы.

16 в., вторая половина – много святых-юродивых.

Через 100 лет освоение Сибири и Севера.