×

Пестяковский приход



Живёт в нашем посёлке незаметная 92-летняя старушка Надежда Алексеевна Ушакова. Живёт в аварийном домике без воды. Всем и всеми довольна, не ропщет, не сетует и не жалуется, держится Богом. Все посты соблюдает до сего дня строго: постное масло только по воскресениям и субботам, страстную пятницу не ест и не пьёт до субботы вечера – хлеб с водой.

Родилась она в 1923 году в деревне Степунино в 3 км пути до церкви села Симаково. Отец её Алексей Гаврилович 1865 года рождения, 25 лет служил царю и отечеству в армии. После демобилизации, 45- летний парень женился в 1910 году на крестьянке их же деревни, Александре Матвеевне Суриной. Отец был работящий, жили зажиточно, как и большинство крестьян царской России. Сделал отжимочный цех, «семейным подрядом» вырабатывали льняное масло. Надежда до сих пор только льняное и признаёт за масло.

Умер отец в конце 20-х годов. Он уже знал, что Советская власть намерена реквизировать у крестьян всё «лишнее». Поэтому избавился от отжимки масла и от «лишней» скотины, оставив самое необходимое в крестьянском хозяйстве – лошадь и корову. В коллективизацию вдову с детьми не тронули, но лошадь увели. Надежда вспоминает: «Издевательство было ужасное, замотали твёрдыми заданиями».

Каждое воскресение и в праздники девочка бегала в храм. Перед закрытием мало прихожан было, люди боялись властей больше, чем Бога. Церковный староста поставил усердную девочку на клирос. «В конце 30-х церковь закрыли, священника забрали: озорство было. Отпевать отсылали в Шую.

Мать умерла в 1940 году. А тут и война началась. В армию меня не взяли – хозяйство, а я одна. Исправно вырабатывала все военные налоги, натурой. На трудодень – 200 г ржи записывали. Работала в войну на быках. Тяжело было, иногда быки убегали, приходилось искать. Тяжело было мешки грузить». После войны брат взял её в Пестяки: «Возьму девчонку себе, хватит ей на быках мучиться».

В Пестяках живёт с 1945 года. Держала корову, помогала многодетной семье. Каждое воскресение и праздники пешком(!) ходила в храм в с. Н. Ландех и обратно, пела на клиросе. Выходила из дома в час ночи, чтобы успеть к заутрене. Господь управлял. Однажды пришла со службы, как раз корова начала телиться, вовремя успела, но службу не пропускала. Такая твёрдая вера!

В начале 90-х радость, открыли церковь в Пестяках, стала на клиросе помогать отцу Алексию. Однако другой священник разогнал всех клирошан, ходила в Воронята к о. Леониду, да в Н. Ландех к о. Борису, ездила на автобусе, пешком стало уже не по силам. Вся жизнь её проходит в трудах и молитве.

Рассказывают такую притчу: монах-перевозчик на лодке перевозил паломников. На вёслах у него было написано, на одном – «молитва», а на другом – «труд».  Кто-то сказал ему, что главное всё-таки  труд. – «Хорошо, – ответил монах, – пусть будет один труд», и стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. Вот так и по реке жизни многие бессмысленно кружатся в трудах и заботах до гробовой доски, вспоминая Бога лишь в день кончины.

Надежда Алексеевна действительно герой труда, но и героиня веры! Она никогда не просила ни наград, ни званий, а жила ради Бога. Никого не осуждает, никого не укоряет, и всем она рада. И Господь даровал ей удивительные видения ада и рая.