×

Пестяковский приход



Страшно таинство смерти! Происходит прозрение внутренних очей, и человек видит приблизившихся к нему Ангелов и бесов. Какая тоска, труд и болезнь при видении их и при слышании повеления: «Душа, выходи!» Св. Игнатий говорит, что перед смертью душа «томится скорбью по причине привязанности к телу, она болезнует и тоскует о разлучении и разъединении с ним, как со своим сожителем по природе».

Одному старому монаху, за чистоту его жизни, Бог не отказывал ни в каком его прошении. Старец однажды пожелал видеть разлучение с телом души грешника и души праведника. Господь привёл его в город, в котором жил знаменитый затворник, который был болен и ожидал смерти. Горожане думали, что ради него Господь подавал пищу и воду городу, и говорили между собой: «Если скончается затворник, то мы все погибнем разом». И вот настал час его кончины; старец увидел адского приставника с огненным трезубцем в руке, и услышал глас: «Как эта душа не успокоила Меня в себе ни единого часа, так и ты без милосердия исторгни её». Адский приставник вонзил огненный трезубец в сердце затворника и, промучив его несколько часов, извлёк его душу. После этого старец вступил в город, и на улице увидел больного лежащего странника. Старец пробыл возле него весь день, помогая ему. Когда настал час его успения, старец увидел, что два Архангела низошли за его душой, и начали упрашивать душу, чтобы она вышла. Она не хотела оставить тела и не выходила. Один Архангел сказал другому: «Возьмём душу и пойдём». Но другой ответил: «Нам повелено Господом взять её без болезни, не можем употребить насилия», и воскликнул громко: «Господи! Что повелишь об этой душе? Она не повинуется нам и не хочет выйти». И пришёл ему глас: «Вот! Я посылаю Давида с псалтирью и певцов Божиих Иерусалима Небесного, чтобы душа, услышав псалмопение и гласы их, вышла». И они низошли и окружили душу, воспевая гимны; тогда она вышла на руки Архангела Михаила и принята была с радостью. Господь видит сердца людей, и помышления их знает. И судит Господь не по внешним признакам, а по внутреннему устроению человека. Внешне затворник тот казался добродетельным, но по внутреннему устроению оказался грешен, как фарисей, и взят был в ад. А незаметный странник был истинный Боголюбец и сподобился райской кончины.