×

Пестяковский приход



Православное устроение души – любовное отношение ко всему творению Божию, спокойствие, благодушие, благорасположение ко всем. Неправославное устроение проявляется, прежде всего, в раздражительности. Помимо гнева и враждебности в человеке могут присутствовать обида, недоверчивость, подозрительность, отвращение – любые проявления нелюбви. Выражается это в критике всех событий, явлений и людей.

Пришлось наблюдать такую картину в подъезде многоэтажки. Мужчина лет пятидесяти нетерпеливо ворчит: «Ну что это лифт так долго? Понастроили коробок бетонных, руки бы им поотрывать!» Лифт, наконец, приезжает. Но человек не успокаивается – «завёлся». «Опять подростки весь лифт заплевали! Молодёжь! Бездельники… Я в их годы гвозди на заводе распрямлял. А они только и знают – курить, да пиво пить». Мужчина злобно плюнул и вышел. Навстречу стремительно вбежал симпатичный пуделёк, а за ним девочка. Мужчина от неожиданности схватился за сердце и закричал: «Поразвели собак, дармоеды! Пройти человеку не дадут!» – «Он не кусается», –  робко пролепетала девочка. – «Не кусается! Ишь, гады! Не кусается! Ох, сердце что-то прихватило, до инфаркта доведут эти псы, да и люди – ещё хуже…».

Или вот проявления зависти. На остановке стоят две старушки, продолжают начатый о ком-то разговор. Одна из них энергичная, сухонькая, небольшого роста: «Слышь, ребёнка-то родила: не в мать, ни в отца, а в проезжего молодца! А муж-то сумками всё в дом тащит, весь дом в всевризах и всеврантах!» Другая пытается возражать: «Да ведь вот отца недавно похоронили». – «Так-то и я бы похоронила: половину завод дал, половину люди насобирали»…

Человек сотворен Господом в виде «сосуда», непрерывно заполняемого или содержанием добра, или содержанием зла. А затем из переполненного сердца, как из сосуда выплёскивается или добро, или зло.  «Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища, выносит злое». (Мф. 12, 34, 35).

А сколько бывает неприятностей в семьях, и даже разводов, от несдержанности языка! Социологи ещё в советское время установили такой парадокс, что большинство разводов случается не по вине мужа, а по вине жены. И добрый совет даёт жёнам святитель Григорий Богослов: «Когда муж раздражён, уступи ему, а когда утомлён, помоги нежными словами и добрыми советами. И укротитель львов не силой усмиряет разъярившегося зверя, у которого в бешенстве прерывается дыхание, но укрощает его, гладя рукой и приговаривая ласковые слова. Сколько бы ты ни была раздражена, никогда не укоряй супруга в понесённом ущербе, потому что сам он – лучшее для тебя приобретение. Не укоряй и за то, что конец дела противен его предприятию. Это было бы несправедливо, потому что по ухищрению демона часто и благоразумные предприятия не достигают своей цели. Не укоряй его также в недостатке сил, потому что в мече всегда есть сила. Кого не любит муж твой, того не хвали с хитрым намерением непременно уязвить мужа словом. Благородным мужам и жёнам, а особенно жёнам, и во всяком другом случае прилична простота сердца».