×

Пестяковский приход



Родился в 1868 году во Владимирской губернии в семье диакона. Окончил Духовное училище и семинарию. Был учителем, в 22 года стал священником. Хорошо жилось батюшке о. Василию, так хорошо, что лучше и не надо. Господь благословил его счастливым супружеством, служебными успехами, материальным достатком. Не обидел Господь счастливых супругов и потомством. За 12 лет супружества они имели 6 детей. Детки росли здоровые, хорошие, радуя и утешая родителей. Понятно, что много забот и хлопот задавали дети батюшке с матушкой, но они не унывали и не роптали.

Сознавал о. Василий, что не может так гладко жизнь идти. Сказано: «В мире скорбны будете», – и недаром, конечно, сказано. «Хоть бы крест какой послал нам Господь на испытание, – втайне молился батюшка, – не очень бы тяжёлый, а чтобы не забывались мы, помнили о земном уделе человеческом». И вот в 1903 году хозяин заболел тифом. Молились о о. Василии и прихожане и родные, и дети. Но состояние безнадёжно ухудшалось. Тяжелее всех пришлось матушке Иларии. Ужас охватил её сердце тисками: «Господи, – молилась она, – не оставь меня горькой вдовой, а детей сиротами. Что с ними я буду делать? Сохрани же для блага их жизнь отца-кормильца. И если уж нужно по правосудию Твоему кого-нибудь взять отсюда, то возьми меня. Возьми меня за него, Господи! И я умру с радостью, умру спокойная, что не без хлеба, не без призора остались дети мои». Господу Богу угодно было внять её молению о болящем иерее Василии. Ясно обнаружился поворот на выздоровление. Силы восстанавливались, больной быстро поправлялся. Матушка Илария ног под собой не чувствовала от охвативших её радостных чувств. Снова водворился в доме прежний порядок. Прошёл год, и опять наступила осень. Неожиданно заболела матушка Илария, сначала не шибко, а потом и совсем слегла. Оказался рак печени. После Покрова не стало матушки Иларии. Лишился о. Василий горячо любимой жены, семья – заботливой матери, а прихожане – услужливой, приветливой матушки.

Через несколько лет после смерти супруги о. Василий поступил учиться в Московскую Духовную академию и окончил её со степенью кандидата богословия. Служил помощником благочинного в Москве и законоучителем в частной гимназии. Его старшие дочери стали ближайшими помощницами, разделяя с отцом педагогические труды. В 1915 году он был назначен редактором журнала «Московские церковные ведомости».

После революции и переезда большевицкого правительства во главе с Лениным в Москву начались аресты и расстрелы всех неугодных правительству лиц. По окончании в 1922 году гражданской войны и беспощадного ограбления народа, наступил голод, которым большевики воспользовались, чтобы уничтожить Церковь. Ленин призвал партию с «беспощадной жестокостью» расправиться с православным духовенством. Были арестованы тысячи священников, в их числе и о. Василий.

8 мая 1922 года о. Василий в числе других был приговорен к расстрелу. 19 дней после этого он находился в камере смертников, каждый день и каждую ночь ожидая конвой. Ему удалось передать письмо на волю: «Моя совесть говорит мне, что, конечно, я заслужил себе свою злую долю, но она же свидетельствует, что я честно исполнял долг свой, не желая обманывать, вводить в заблуждение людей, что я не хотел затемнять истину Христову, а прояснять её в умах людей… Одним словом, перед судом своей совести я считаю себя неповинным в тех политических преступлениях, которые мне вменяются и за которые меня казнят. А потому Ты, Господи, прими эту кровь мою в очищение моих грехов, которых у меня лично, и особенно как у пастыря, очень много…». 27 мая о. Василия расстреляли.