×

Пестяковский приход



Грехопадение сделало человечество больным. Христианская аскетика рассматривает грех, как заболевание души. Святоотеческая традиция смотрела всегда на грешника, как на больного душой человека. Сначала заболевает душа, но человек это не чувствует чаще всего, а затем болезнь обнаруживается на теле.

Святые отцы называют Церковь лечебницей, больницей. В чине исповеди сказано: «пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Св. Феофан Затворник говорит: «Грех совершается в душе и прямо делает её больною». Св. Макарий Великий называет Бога врачём: «Спаситель – истинный врач, безвозмездно врачующий». Митрополит Иерофей Влахос говорит: «Христианство, по сущности, является наукой, которая лечит, т.е. является неким психотерапевтическим методом. По существу человечество делится на душевнобольных, лечащихся и излечившихся».

В библейские времена естественных причин болезней даже не искали, кроме тех, которые очевидны: ранения, одряхление, слепота от старости. Болезнь исстари рассматривается, как наказание за грехи. Она возникает по попущению Божию, при несоблюдении божественных заповедей. Библия прямо говорит: «глупца убивает гневливость», «несмышленого губит раздражительность», а «зависть – гниль для костей». В «Книге премудрости» Сирах говорит: «Сын мой! В продолжение жизни испытывай душу твою, и наблюдай, что для неё вредно, и не делай ей того. Не пресыщайся всякой сластью и не бросайся на всякие снеди, ибо от многоядения бывает болезнь; от пресыщения многие умерли, а постящийся прибавит себе жизни». «Эмбрион приобретает душу при зачатии. Душа создаётся в момент зачатия и действует столько же, сколько и плоть; ибо вместе с телом и она проявляет свою деятельность». Период зачатия и вынашивания младенца играет огромную роль в формировании личности человека. Проанализировав свои недуги, любой человек может убедиться в том, что его болезнь связана с собственным поведением, мышлением, настроением. Сохраняя душевное напряжение после ссор и обид, подолгу нервничая, злясь, нередко злоупотребляя едой, выпивкой, курением, сладостями и сладострастием, он невольно приводит себя к болезни. Обращаясь к врачам с возникшими по собственной вине недугами, каждый надеется вернуть утраченное здоровье. Иллюстрирует это один старый анекдот: На приёме врач говорит больному: «Во всех ваших проблемах со здоровьем виноват алкоголь». – «Спасибо, доктор, – отвечает больной. – Вы первый не сваливаете всю вину на меня».

Общеизвестно утверждение: «согрешил – заболел». Часто это проявляется незамедлительно: венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, алкогольные соматические заболевания, такие, как цирроз печени, «ломка» наркоманов и запойных пьяниц. Иногда эта связь явно вразумительно-промыслительного свойства. Пошёл в бар – по дороге оступился, сломал ногу. Но в большинстве случаев грех действует опосредованно, через помыслы и эмоции. По христианскому учению, болезнь – время посещения человека Богом. «Посылает Бог иное в наказание, как епитимью, иное во вразумление, чтоб опомнился человек; иное, чтобы избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую получил награду; иное, чтоб очиститься от какой страсти … и для многих других причин», – говорит свт. Феофан Затворник. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает от суетной многозаботливости.