×

Пестяковский приход



Скоро Великий пост – проверка нашего христианского состояния. В этом году он начинается 3 марта. За три седмицы до начала Великого поста начинаются подготовительные недели: неделя о мытаре и фарисее, неделя о блудном сыне, неделя о Страшном Суде.

В недели о мытаре и фарисее и о блудном сыне мы стараемся открыть себя для покаяния. В нас крепко сидит фарисей – самодовольство, неведение грехов своих, осуждение окружающих. Каждый человек преисполнен чувством личной душевной здравости, личного здравомыслия, самодовольства, удовлетворённости собой. Святые отцы называют это состояние глубокой прелестью, поразившей мир. Сколько мы знаем из Священного Писания людей, которые жили с Богом и близки были к спасению, но уклонились во зло. Даже из Ангелов были отпавшие от Бога, древний ангел стал дьяволом. Адам и Ева жили в счастье и чести с Богом и, уклонившись, были изгнаны из рая. Каин, живший с братом – стал братоубийцей. Жители города Содома – предались разврату, погибли. Соломон, получивший от Бога премудрость, впал в нечестие. Иуда Искариот, ближайший ученик Христа, предал Бога. Глубокая прелесть эта, духовная слепота – главная болезнь и причина всех недугов, страстей, пороков и болезней. Без осознания этой слепоты невозможно исцеление человека. Мы, как блудные дети, ушли от Бога, не хотим помнить о Нём, не хотим ходить в Его церковь, предаваясь удовольствиям и утехам. И только скорби ещё как-то могут вразумить нас.

В неделю о блудном сыне мы вспоминаем притчу, в которой сказано, как некий сын взял у отца причитающуюся ему часть наследства и отошёл «в страну далече», предаваясь удовольствиям, утехам и разврату. Бог всё дал людям, каждому человеку для его счастливой жизни в Дому Божием. А мы отошли «в страну далече» от Бога, растрачивая свою молодость и силы. Блудный сын, когда ввергся в пучину бедствий, вспомнил об Отце и вернулся к Нему. И Отец с радостью принял глубоко раскаявшегося грешника и восстановил его в достоинство сына.

Сознание своей греховности и связанное с этим искреннее и глубокое покаяние являются главными условиями принятия Христа. Человек, не сознающий своей греховности, своего падения, Страшного Суда и своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам разумен и добродетелен, кто удовлетворён собою, кто признаёт себя достойным всех наград земных и небесных?

«Смирение и рождающееся из него покаяние – единственное условие, при котором приемлется Христос! Смирение и покаяние – единственная цена, которою покупается познание Христа! Смирение и покаяние – единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться Ему! Смирение и покаяние – единственная жертва, которую приемлет Бог от падшего человечества. Зараженных гордостью, ошибочным мнением о себе, признающих покаяние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников, отвергает Господь. Они не могут быть христианами», – сказал свт. Игнатий Брянчанинов.