×

Пестяковский приход



Некоторые люди недоумевают, почему Господь не дал нам предвидения смерти. Это нужно для нашего спасения. Если человек задолго предузнает о своей смерти, то ему захочется «взять от жизни» все удовольствия, и впал бы в страсти и беззакония, рассчитывая, что ближе к смерти покается. Но от долговременного навыка грех делается в человеке родным и любимым и человек оставался бы совершенно без исправления.

Смерть, а также и жизнь, могут показаться бессмысленными. Родился ребёнок, его растили и учили, а он умирает, ничего не успев сделать в жизни. Беспомощный старик живёт, а юноша, во цвете сил и красоты, умирает. Невеста умирает сразу после свадьбы. Солдат идёт домой с войны и погибает, попав под автомобиль. Смысл есть, т.к. смерть тела не конец существования личности.

Например, смерть солдата может показаться бессмысленной и несправедливой. На войне он и жил безрадостно в опасности и трудностях. Ночи без сна, в холодном и мокром окопе, в голоде, в усталости, грязи и окрике начальства. Без женщин, без радости. Был ранен и намучился немало. Было, конечно, и хорошее: солдатская дружба, о себе не думал, делился последним куском и патронами, рискуя жизнью, вынес раненого товарища из-под огня. Теперь война кончилась, и он хотел наверстать упущенное – пожить в своё удовольствие – есть, ну и выпить и другое. Думал о ещё молодой и любимой жене, но… на селе много одиноких женщин, и они истосковались, и об этом ему думалось. Ещё много и других соблазнов, а он ещё молод и после долгих лет войны хочет наслаждаться жизнью. Что ждёт его? Как сложится его жизнь? Каким станет он сам? Полный радужных надежд идёт он со станции домой, и вдруг почти моментальная смерть под автомобилем. Предсмертной болезни не было. А что если бы была? Как перенёс бы он крах всех своих надежд? Примирился бы с судьбой? С Богом? За что ему такая жизнь и такая смерть? Что было бы в том и другом случае знает Господь, и Он посылает человеку такую смерть и в такое время, когда это ему лучше всего.

Св. новомученик Герман пишет: «Когда человек полностью и совершенно становится на путь вечной правды или, наоборот, полностью отворачивается от неё, он больше не живёт и должен умереть. Он прошёл через всё, что может дать ему эта жизнь, и он созрел для будущего». В загробном мире перед душой две дороги – к свету, или от него, и душа после смерти тела уже не может выбирать дорогу. Дорога предопределена жизнью человека на земле.

Врач-архиепископ Войно-Ясенецкий говорит: «Вечное блаженство праведников и вечную муку грешников надо понимать так, что бессмертный дух первых, просветлённый и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития в направлении добра и Божественной любви, в постоянном общении с Богом и всеми бесплотными силами. А мрачный дух злодеев и богоборцев в постоянном общении с дьяволом и ангелами его будет вечно мучиться своим отчуждением от Бога, святость которого познает, наконец, и той невыносимой отравой, которую таят в себе зло и ненависть, беспредельно возрастающие в непрестанном общении с центром и источником зла – сатаной. Кто возлюбил зло, а не добро, тот сам уготовал себе вечные мучения в жизни вечной».