×

Пестяковский приход



Один благочестивый старик сообщил священнику о нехристианской кончине своего повесившегося отца: «Крепко жаль мне было отца, и часто я думал о нём. А как вырос, женили меня, и стал я жить да работать, отец не выходил у меня из головы. И стал я по ночам молиться Богу, чтобы узнать, где теперь отец мой.

Вот однажды и вижу во сне: кто-то спросил меня, ровно такой же мужичёк, как и я: «Ты хочешь знать, где твой отец?» – «Да, говорю, желал бы увидеть его». – «Пойдём, – говорит, со мной». Долго мы шли, и не смогу сказать где, точно в тёмном лесу каком; только чем дальше мы шли, тем земля под ногами становилась горячее, так что ноги жгло. Наконец дошли мы до такого места, где из земли выбрасывается сильный огонь.… В пламене том постоянно показывались люди; их выбрасывало из пропасти как будто вместе с огнём, а потом они опять низвергались в огненную бездну, лица их и всё тело были черны, как уголь. Стоны и вопли их были ужасны! «Тут и твой отец» - сказал мне вожатый. Но отца я не видел. После такого ужасного сновидения, я решительно не знал, что делать, как помочь отцу, а помочь хотелось…

Заснул с мыслью о горькой участи отца и опять вижу во сне: великое пламя выходит из земли, чувствую отвратительный, смрадный запах и слышу страшные вопли и стоны человеческие. Всматриваюсь, подошёл ближе, думаю, не увижу ли здесь отца. Вдруг он показался на поверхности; да такой чёрный, как в смоле обмакнут. Я едва узнал его. «О, Ваня, голубчик! Выкупи ты меня отсюда… там у вас копейка – здесь за рубль ценится…» И опять не стало его. Я в испуге-то и слова не успел вымолвить с ним. И опять думаю: что я не спросил, чем можно помочь ему? Ведь он, поди, знает. А сам стою и смотрю на страшный огонь – не увижу ли ещё отца. Между тем мне показалось, что сверху откуда-то как роса и мелкий дождь падает что-то на огонь и несколько ослабляет его силу. Думаю опять: что же это значит? И слышу голос: «Это милостыня и молитвы святых за тех, которые здесь мучаются, падают росою на огонь геенский».

С тех пор я стал ещё чаще подавать милостыню за душу Феодора – отца моего, и понял его слова «у вас копейка – здесь за рубль ценится». Только дело-то моё не богатое – подавал бы и щедро, да нечего». Так закончил старик свой рассказ.