×

Пестяковский приход



Пост укрепляет дух и оздоровляет душу. Спаситель наш Господь Иисус Христос пред вступлением на подвиг искупления рода человеческого укрепил Себя 40-дневным постом, в преддверии которого мы находимся. И все подвижники, начиная работать Господу, укрепляли и вооружали себя постом, и всегда вступали на путь крестный в подвиге поста. Все успехи в подвижничестве измеряли они успехами в посте.

«Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; не в том, чтобы есть раз в сутки, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определённого часа, а в час трапезы весь предаётся ненасытному вкушению и телом, и умом, подчиняя дух телу».

Как достигали подвижники необыкновенной способности питаться два раза в неделю в субботу и воскресение, вкушая минимум пищи (ибо по Уставу, кто постится в сб. и вс., тот анафема), сохраняя превосходное здоровье и работоспособность? Они находились всегда в неразрывной связи с Богом, молитвенно соединяясь с Ним. Они становились храмом Божиим и Дух Святой пребывал в них. А Дух Святой даёт жизнь и растениям, и животным. Святые непосредственно питаются и согреваются Духом Святым. А мы, находящиеся в отрыве от Господа, опосредованно питаемся по подобию животных.

«В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело свойственно животным, в разумном человеке недостойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа.

К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-помалу способными довольствоваться самою скудною пищею …

При всём том св. постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно». Действительно, огромное большинство преподобных кончались для земной жизни в глубокой старости и бодрости, многие перешли 100-летний рубеж, а некоторые дожили до 115 и более лет.

«В той мере, как плоть постящегося становится тонкою и лёгкою, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда Дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле. Внешние чувства точно закрываются, и ум, отрешаясь от земли, возносится к небу и всецело погружается в созерцание мира духовного.

Однако ж, не всякий сможет наложить на себя строгое правило воздержания. … Могущий вместить, да вместит».