×

Пестяковский приход



Для человеческого разума совершенно очевидно, что существует бесконечность и вечность. Все мы живём в этом вечном и бесконечном мире, и у нас, по необходимости, складываются осознанные и подсознательные отношения ко всему окружающему нас и к миру в целом. Эти отношения образуют определённые и неопределённые наши соединения, связи со всем окружающим нас миром, создаётся смысловая и интуитивная связь с окружающим нас бесконечным бытием, «религия есть всегда то или иное самоутверждение личности в вечности» (1, с. 96). Слово религия (religio) означает связь, соединение человека с вечностью. Это соединение в значительной степени совершенно бессознательно. Религиозное чувство всегда имеет свои корни в бессознательном. Кстати, сфера бессознательного в жизни каждого человека занимает гораздо большее место, чем сфера сознательного.

Безрелигиозных людей не бывает, так же как не существует безрелигиозных культур. Есть религия истинная, создавшая великую культуру — это христианство. Есть религии ложные и горькоплодные, приносящие разрушение и кровавые жертвы, например, жертвы коммунистической инквизиции. Религия либерализма и коммунизма — атеизм, эта религия провозглашает: «человек верь, что тебя ждёт вечная смерть». Христианство провозглашает: «человек, верь, что тебя ждёт вечная жизнь». Атеизм утверждает, что человек произошёл от обезьяны, и поэтому что? — возлюби ближнего своего, как самого себя?! Христианство провозглашает, что человек создан Богом, поэтому «возлюби Бога, создавшего тебя и ближнего своего, как самого себя!» В Моральном кодексе коммунизма записано: «Человек человеку друг, товарищ и брат», а в практике «развитого социализма» получилось так, что «человек человеку— бревно». Моральный-то кодекс взят из Ветхого Завета, начиная с пятой заповеди. Но без исполнения первых четырёх заповедей остальные работать не будут. Вот и получилось «бревно».

Атеистическая религия, как и любая религия, также имеет свои ценности и святыни, своих богов-гениев (Маркс, Энгельс, Ленин) и пророков (Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Фейербах, Конт и Гегель), свои церкви, свои иконы-портреты, гробницы, мощи. Атеистическая религия имеет своё священное писание: сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, диамат, истмат и прочее таковое. В основе атеизма лежит мифология материализма. Атеистическая религия имеет свой догмат, патристику, свою ортодоксию и ереси, свой катехизис, свои преследования еретиков, свои покаяния и отречения, наконец, свою прекрасно организованную инквизицию (ЧК, НКВД). Эта религия имеет и свой «избранный народ» (пролетариат) и свой мессианский идеал коммунизма: от каждого по способностям и каждому по потребностям, правда получилось пока— от каждого по способностям и каждому по морде, по словам Жванецкого. Отрекаясь от истинного Бога, человек непременно творит себе кумира, воздвигает идола. Этим идолам ставят статуи. И если Бог невидим и непостижим, то идол виден, осязаем, понятен, — в этом его огромное преимущество для примитивного сознания, «растлённого оргиями рационалистической метафизики» (2, с. 223). Атеизм— это религия либералов и коммунистов. Коммунизм и либерализм— дети одной матери, братья-близнецы. При всём своём различии либерализм и коммунизм смыкаются в главном— в жёстком неприятии христианства. Когда и как возникло мощное движение либерализма и коммунизма в Европе? После разбойничьего захвата Константинополя и его ограбления европейскими крестоносцами в XIII веке, из Византии в Европу более 60 лет вывозились десятки тонн золота. Ростовщические конторы Венеции и Генуи стали быстро превращаться в банки, началась широкая торговля деньгами. Началась эра капитализма. Сребролюбие, — болезнь Иуды Искариотского, — стала болезнью буржуазного Запада, культом стали деньги, удовольствия и телесное наслаждение; «как и во времена язычества, наслаждение провозглашается законным нравственным принципом» (3, с. 344).

В эту же историческую эпоху XIII— XVI вв. Россия претерпела татаро-монгольское нашествие, через горнило глубокого и массового покаяния стала Святой Русью, украсившись многочисленными православными монастырями и укрепившись духовно, стала могучей империей, духовной наследницей православной Византии. Ненависть Запада к ограбленной и поруганной ими Византии, перешла в ненависть их к России.

В советских ВУЗах преподавался так называемый «научный атеизм», основанный на оплёвывании христианства, кто дальше плюнет, тот и доктор «научного атеизма». «Научный» материализм, на котором базируется «научный» атеизм и всё мировоззрение и вся идеология либерализма, отвратителен, как обезьяна христианства. «Это даже не буржуазная, а мелкобуржуазная идеология, философия мелких, серых, чёрствых, скупых, бездарных душонок, всего этого тошнотворного марева мелких и холодных эгоистов… Это паршивый мелкий скряга хочет покорить мир по своему ничтожному собственническому капризу. Для этого он и мыслит себе мир как бездушную, механически движущуюся скотину; и для этого он и мыслит себя как хорошего банкира, который путём одних математических вычислений овладевает живыми людьми и живым трудом (иное представление человека о себе самом не позволило бы быть человеку материалистом)» (1, с. 127).

В чём соблазн религии атеизма? ВСЁ ПОЗВОЛЕНО. Если есть только материя и нет Бога, то материя-то и природа ниже нас. Если есть только материя, то мы стоим на её вершине, над нами нет ничего и нам всё позволено. Это религия без благоговения, без сострадания, без стыда, без «сердца», без любви. Это есть религия ненависти и разрушения. Она насквозь лжива и противоречива: утверждая имморализм, она морализирует; утверждая свободу, она всё запрещает и подавляет, превращая страну в ГУЛАГ. Маяковский рисует облик большевика: «С Лениным в башке и с наганом в руке», а о сердце ничего— бессердечность. У христианина во главе Христос, в сердце любовь, и добрые дела в руках. У верующего атеиста в перспективе— вечная смерть, у верующего христианина— вечная жизнь. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29), — сказал Господь. Все люди религиозны во все эпохи и времена, каждый человек имеет определённое мироотношение, определённую веру, невозможно человеку без веры жить. Одни верят в Бога, невидимый духовный мир и загробную жизнь, другие верят только в видимый материальный мир и в вечную смерть. И совершенно справедливо утверждает наш замечательный философ Борис Петрович Вышеславцев: «Атеизм есть банальнейшее миросозерцание, миросозерцание бездарности». Поразительным является тот факт, что через 75 лет “вавилонского пленения”, полного торжества марксизма-ленинизма-атеизма, Россия вновь оказалась православной и вектор веры, в отличие от XIX— XX веков, направлен вверх. А всё дело в том, что огромное значение в жизни человека имеет бессознательное. Момент истины, близость смерти сметает все искусственные идеологические нагромождения и в человеке «пробуждается дух наших предков», по выражению генерала Д.М. Карбышева. После войны, в Псково-Печерской лавре больше половины монахов были бывшие фронтовики. Их настоятель Архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов) четыре года сражавшийся на передовой вспоминал: «Война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идёт жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая всё на своём пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал… молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он ещё вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к Которому он когда-нибудь да придёт…» (4, с. 101). На фронте атеистов не бывает.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лосев А.Ф. Миф – Число – Сущность. М., 1994.
  2. Лосев А.Ф. Бытие – Имя – Космос. М., 1993.
  3. Игорь Иудин, протоиерей. Россия и мысленный волк. Н. Новгород, 2018.
  4. Тихон (Шевкунов), архиерей. Несвятые святые и другие рассказы. М. 2011.