×

Пестяковский приход



Пост для христианина не цель, а одно из средств спасения. Главное в земной нашей временной жизни – научиться любить. А любить мы научимся только тогда, когда избавимся от самолюбия и гордыни. Гордый и самолюбивый человек не способен любить никого, кроме себя. Апостол Павел говорит: «если раздам всё имение моё, и ещё и тело моё предам на сожжение, а любви не имею, никакой пользы мне нет» (1 Кор. 13, 3).

Святой Иоанн Кассиан уточняет: «То есть, если так отрекусь, что ничего не оставлю себе, и к этому всеразданию присовокуплю ещё мученичество и сожжение своей плоти, так что тело моё предам за Христа; и однако же буду нетерпелив, гневлив, завистлив, или горд, буду воспламеняться обидами других, или взыскивать своего, … или нетерпеливо и не охотно переносит всё, что бы мне ни причинили: то никакой не принесёт мне пользы отречение и сожжение внешнего человека, когда внутренний притом обложен ещё прежними страстями» (1, с. 10).

А вот для того, чтобы «охотно переносить всё, что бы мне не причинили» и нужен навык поста. Именно молитва и пост помогают сбросить с себя бремя страстей. «Итак, нам настоятельно надо спешить к тому, чтобы внутренний наш человек сбросил с себя всё обилие страстей, которые прицепившись к телу и душе, и по исходе будут сопровождать нас. Ибо как добродетели и любовь, приобретённые здесь на земле, и по кончине сей жизни делают душу светло сияющей, что она достойна бывает слышать слово пророческое: “и возжелает Царь доброты твоея” (Пс. 44, 11); так и пороки-страсти также препровождают душу в вечность, сделав её крайне чёрною, смрадною и безобразною: “возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего”» (1, с. 11).

Все заповеди Господни учат нас ТЕРПЕТЬ и ПРЕОДОЛЕВАТЬ. А мы возлюбили теплохладность: хотим без утеснения плоти достичь духовной чистоты, хотим достичь воздержания без прискорбностей, хотим достичь терпения без перенесения злословий, хотим быть правдивыми, не перенося даже малого оскорбления, хотим поститься приятным постом, вообще хотим достичь благ будущей жизни, не теряя благ сей земной жизни. С укором говорит нам Господь в Апокалипсисе: «Ведаю твои дела, яко не холоден есть, и не горяч – о если холоден был бы, или горяч. Но, поскольку ты тёпл, изблюю тебя из уст Моих» (Апок. 3, 15-16).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Добротолюбие, т. II. Св. Иоанн Кассиан.