×

Пестяковский приход



Чему учил Иоанн Предтеча, готовивший сердца людей к принятию Бога? Учил покаянию! К чему призывает нас Христос? «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»! Без покаяния нет спасения. А мы исповедуемся чаще всего без покаяния, равнодушно перечисляя грехи, даже не думая от них избавляться. Одна прихожанка «покаялась», что гонит самогон на продажу. Спрашиваю: «Больше не будешь делать это?» - «А как же жить?» - «Так ты же исповедала этот грех?» - «Так, а я потом ещё исповедуюсь».

Покаяние – это постоянное изменение своей жизни. Некоторые прихожане покаявшись, на первых порах, в своих грехах-поступках, потом не знают в чём ещё каяться на исповеди. Ощущение, что грехов они, вроде, не имеют. Однако, все святые говорят о себе, что «в отношении покаяния, они должники до самой смерти» (1, т.1, с. 499). Потому что важно очищаться не только от греховных помыслов, желаний, вожделений… «Воззрение с вожделением вменяет Господь в прелюбодеяние, гнев на ближнего уподобил убийству; и показал, что и о праздном слове дадим ответ» (Мф. 5, 28-29; 12, 36).

«Понуждающий себя и держащийся покаяния до самой кончины, если в чём и прегрешит, спасётся за понуждение себя; ибо это обещал Господь в Евангелии» (1, т.1, с. 501). Но мы не хотим понуждать себя, любим комфорт, поэтому не хотим понуждать себя, и на исповедь приходим без покаяния, равнодушно вспоминая мелкие грешки-погрешности. А что же такое покаяние?

Святой Марк Подвижник учит: «дело покаяния совершается тремя добродетелями:

  1. Очищением помыслов;
  2. Непрестанной молитвой;
  3. Терпением скорбей. (Скорбью является и самопонуждение)

И всё это должно совершаться не только наружным образом, но и в умном делании… Дело покаяния совершенно не может быть без этих трёх добродетелей» (1, т.1, с. 498). Дьявол через постоянно борется с нами, стараясь через помыслы погубить нас. «Если дьявол не перестаёт бороться с нами, то и покаяние не должно быть никогда упраздняемо», – говорит прп. Марк Подвижник. Из Библии известно, что были люди, при жизни получившие отчасти святыню, святую жизнь, но вознерадев о покаянии, сперва утратили приобретённую святость, а потом, когда время отсрочки прошло, умерли лютой смертью: Самсон, Саул, священник Илий с сыновьями. Кстати, царь Иван Грозный был очень верующим человеком, лоб расшибал в земных поклонах, но совершенно был лишён покаяния, и стал «благочестивым злодеем», по определению философа Вл. Соловьёва.

Покаяние до самой смерти должно быть так же естественно для христианина, как и пища, питьё. Чтобы не быть благочестивыми злодеями, или фарисеями, или ханжами и лицемерами, будем же стараться пребывать в постоянном покаянии и самопонуждении.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Добротолюбие. Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 1992.