×

Пестяковский приход



Есть особые дни поминовения усопших: третий, девятый и сороковой дни. Эти дни связаны с особыми состояниями души после смерти. Когда Макарий Александрийский спросил Ангела объяснить значение церковного поминовения, совершаемого в третий день, Ангел ответил ему: «В продолжении двух дней разрешается душе, вместе с находящимся с ней Ангелом-Хранителем, ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая своё тело, скитается иногда около своего дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих».

После поклонения Богу, повелевается показать душе различные обители святых и красоту рая. Всё это, по свидетельству Ангела, душа рассматривает шесть дней, и, созерцая красоту рая, она изменяется и забывает скорбь свою, которую имела, будучи в теле. Но если она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь в беспечности и не послужила Богу, как должно. После видения рая, на девятый день своего разлучения с телом, опять возносится Ангелами на поклонение Богу. Близкие же в этот день молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась Небесного Царствия и получила награду райского блаженства. По свидетельству Макария Александрийского, после вторичного поклонения в девятый день по кончине, душе показывают ад со всеми его муками. В продолжении тридцати дней душа, водимая по аду, трепещет, чтобы самой не быть удостоенной такой участи.

Наконец, в сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится Ангелами к Богу, Который, совершая частный суд, определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного Суда по её земным делам, её духовному состоянию и по благодати молитв Церкви и близких. Очень важно в продолжении этих сорока дней читать Псалтирь, совершать панихиды в храмах, поминать на Литургиях. На поминальном столе не должно быть ничего спиртного. Вино дано на радость, как сказано в Писании: «вино веселит сердце человека». После выпитого вина, скорбь о почившем уходит из сердца, и случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались – обсуждаются бытовые проблемы, новости, а иногда и песни поют. А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждёт молитвенной поддержки.