×

Пестяковский приход



Этот возглас мы слышим на каждой всенощной службе в начале Великого славословия. С явлением Христа «Божественный мрак» становится «Божественным Светом» для народов. «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его… Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 4-5, 9).

Великий пророк Исаия за 700 лет до явления Мессии пророчествовал о Христе: «… мрак сделаю светом перед ними, и кривые пути – прямыми» (Ис. 42, 16). Величайший из пророков Иоанн Креститель, «посланный от Бога … он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 6-8).

Преображение Господа нашего Иисуса Христа

Иисус Христос незадолго до Своей крестной смерти взошёл с ближайшими Своими тремя учениками на гору Фавор, где явился им в Божественном Свете. Господь предстал пред ними Преображённым. «И просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). Восточные монахи-исихасты, «молчальники», безмолвники, проводившие жизнь в суровом аскетизме, богомыслии и занимавшиеся «умным деланием» при помощи непрерывной безмолвной молитвы Иисусовой достигали видения Света Божественного, умной световой энергии, исходящей из Существа Божия, подобно свету, воссиявшему на горе Фавор во время Преображения Господня. «Что значит: “преобразился”? – говорит Златоустный Богослов: “Приоткрыл, насколько Ему было угодно, немного Своё Божество, и показал таинникам (Апостолам) обитающего в Нём Бога. Потому что, как говорит Лука: “Бысть егда моляшеся, видение лица Его ино”; “просветися яко солнце” … Потому что от вечности Сам Он – Свет, а не иной кто… Во время же молитвы Он таким образом просиял и неизреченным образом открыл избранным из Учеников неизреченный оный Свет, … дабы явить, что молитва является подательницей сего блаженного видения, и дабы мы познали, что через приближение к Богу, достигаемое добродетелью, и через единение с Ним нашего ума, происходит и является оное Осияние, даемое и зримое для всех тех, которые путём усердного доброделания и чистой молитвы, непрестанно простираются к Богу» (1, с. 88).

Из Ветхого Завета известно, что и лицо Моисея просветилось при беседе с Богом. Моисей преобразился на Синайской горе. Его преображение происходило от воздействия на него силы Божией. «Господь же наш Иисус Христос внутри Себя имел оное Сияние; поэтому ни в молитве, осиява́ющей тело божественным Светом, не имел Он нужды, но этим Он показал: на основании чего Святым будет приходить озарение Божие и каким образом оно будет созерцаемо ими; ибо и праведницы просветятся, как солнце, в царстве Отца их» (1, с. 89). По свидетельству апостола Иакова, этот неизмененный Свет не даёт тени (Иак. 1, 17). Этот невещественный и присносущный Свет превышает не только чувства, но – и силу ума. Все три ученика, видевшие Преображение Господа, совершенно несомненно опознали рядом с Иисусом пророков Моисея и Илию, никогда не видевшие их раньше, но силой этого Света, раскрывающей ум к познанию, они несомненно определили их.

Некий итальянский философ и монах Варлаам, живя в середине XIV века в Византии, наблюдал греческих монахов-исихастов. Будучи католиком, он выдвинул учение, что Фаворский Свет, виденный апостолами во время Преображения Христа и созерцаемый исихастами на высоте молитвенного восхождения, есть тварный, вещественный свет, или мысленный образ, созданный Богом для своих служителей. Он учил, что этот Свет не есть энергия, ибо сила Божия неотделима от существа Божия. Свою эту доктрину он доказывал тем, что, по церковному учению, сущность Бога непостижима и недоступна чувствам и что если признать Фаворский свет не сущностью, а энергией, то окажется, что Бог делим, что богов много. И ещё он учил о необходимости занятий логикой для общения с Богом, т.к. Бог есть истина, а истина требует логического рассмотрения.

Это учение встретило энергичный отпор со стороны исихастов, возглавляемых св. архиепископом Фессалоникийским Григорием Паламой, который учил, что Свет Фаворский не есть сама сущность Божия, но – энергия сущности Божией, отличная от самой сущности, но не отделимая от неё. Существо Божие недоступно человеку, энергия же Божия сообщима человеку. Паламиты учили, Фаворский Свет не может быть сотворённым веществом, иначе бы тварь обожалась бы сама через саму, т.е. через тварь. Энергия не вносит в Божество никакого разделения, ибо сущность остаётся сама по себе, как носительница этих энергий. «Переходя к твари и освящая её, она сама отнюдь не становится тварью, но продолжает быть неотделимой от Бога, т.е. самим Богом. Имя “Бог”, говорили они, должно быть прилагаемо не только к сущности Божией, но и к Его энергиям» (2, с.866).

Свт. Григорий Палама

Константинопольский собор 1351 года анафемствовал ересь Варлаама и Акиндина. В актах этого собора говорится: 1. «Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности. 2. Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею. 3. Энергия сущности нетварна. 4. Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает её простоты. 5. Имя «Божество» относится не только к сущности Божией, но и к энергии, т.е. энергия Божия тоже есть сам Бог. 6. В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же может.

Господь Иисус Христос говорил ученикам: «Я – свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12). «… веруйте в свет, да будете сынами света… Я свет, пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12. 35, 46).

Невещественный огонь каждую Пасху в Иерусалимском храме Воскресения Христова нисходит на могильный камень Христа, и затем разносится на свечах по всему храму. Первые минуты этот огонь не жжёт, не палит бороду, затем он превращается в обычный естественный огонь. Есть огонь и свет невещественный и вещественный.

Наши глаза видят не сами предметы, а только свет, отражаемый этими предметами. Но не все предметы отражают свет. Почему мы не видим ангелов и не видим души умерших? Потому что они легче света и не отражают свет. Свет, например, не отражаясь проходит сквозь стекло, вот так же свободно и легко проходят сквозь стены ангелы и души умерших, как свет проходит сквозь оконное стекло. Есть другой свет – не материальный. Святые видят ангелов, как светлых, так и падших. Видят души людей – светлые и тёмные. Этот свет неизменный и не даёт тени: «безначальный и присносущий свете, у него же несть пременение, или преложения осенение» (3, с. 7) (безначальный и вечный Свет, Который не имеет изменений в силе и не даёт тени).

Н.А. Мотовилов и прп. Серафим Саровский

«Светильник тела есть око… Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной тёмной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием» (Лк. 11, 34-36). Это сияние являют святые. Упорный в поиске истины Николай Мотовилов настойчиво вопрошал св. прп. Серафима Саровского о природе Духа Святого: «Надобно, чтобы я понял это хорошенько! Тогда о. Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: – Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня? Я отвечал: – Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!.. Отец Серафим сказал: - Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть… Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь, Господь с нами! – Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня ещё больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца» (4, т.1, с. 140).

Прп. Павел Обнорский

Другой великий святой прп. Павел Обнорский, ученик прп. Сергия Радонежского, три года жил в дупле огромной липы. Дерево в России промерзает зимой насквозь. Как же св. Павел жив оставался, да ещё в радости необыкновенной пребывая? К нему приходили и ласкались лесные звери. Птицы садились ему на голову и на плечи. Так его застал другой пустынножитель прп. Сергий Нуромский. Он увидел прп. Павла стоящим под деревом – перед ним стояли медведь, заяц и лисица, а на голове и на плечах его сидели птицы, и он кормил их из рук. Наружность его была величественная: он имел большую белоснежную бороду, лицо его сияло неземным светом и радостью. Нрав его был всегда ровный, весёлый и кроткий. Обладал даром прозорливости, прожил в активном состоянии 112 лет. И после смерти многажды являлся людям, нуждавшимся в нём, во сне и наяву, помогая им и спасая их. (5).

Что же согревало и питало святых в суровые холодные зимы? И что же сообщало им такую радость при скудости и убогости жизни в суровой пустыне? Вот что вспоминает Н.А. Мотовилов в той же встрече с великим старцем, который всё время продолжал вопрошать растерявшегося Мотовилова, чтобы он запомнил это состояние посещения Духа Святого: «Что же вы чувствуете теперь? – спросил меня о. Серафим, – Необыкновенно хорошо!.. Чувствую такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! ... Необыкновенную сладость! ... Необыкновенную радость во всём моём сердце! … Что же ещё вы чувствуете, ваше Боголюбие? – Я отвечал: Теплоту необыкновенную … какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и когда из неё столбом пар валит…» (4, т. 1, с. 140-142). А дело было зимой в лесу под открытым небом, и старец сказал Мотовилову: «… Заметьте же, ваше Боголюбие, ведь вы сказали мне, что кругом нас тепло, как в бане, посмотрите-ка: ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и под нами также. Стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть именно та теплота, про которую Дух Святой словами молитвы заставляет нас вопиять к Господу: “Теплотою Духа Святаго согрей мя”. Ею-то согреваемые пустынники и пустынницы не боялись зимнего мраза, будучи одеваемы, как в тёплые шубы, в благодатную одежду, от Святого Духа истканную» (4, т. 1, с. 142). Такими были выдающиеся русские подвижники.

Почему же мы так теплохладны в вере? «… люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3, 19-21). Прп. Серафим Саровский считает, что причина людской теплохладности и духовного равнодушия заключается в недостатке решимости следовать за Христом, Который сказал: «Кто хочет идти за Мною (в Царство Небесное), отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Не хватает решимости, отвратившись и отрекшись от привычных грехов глубоким покаянием, переменить свою жизнь к исполнению заповедей Христовых: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14).

Св. Симеон Новый Богослов в своих «Божественных гимнах» пишет «Путь к созерцанию Божественного Света»:

«Кто хочет узреть оный Свет,
Тот должен следующее в сердце хранить:
Блюстись от телесных страстей и непотребных скверн,
Божбы и всякого гнева, и возмущения,
И рассеяния и памятозлобия,
И совершенно людей не судить;
А быть в самом помысле и сердце
Чистейшим от плотских скверн,
Кротким, смиренным, спокойным,
Откровенным и чадом мира,
Воздержным в пище и питии
И неослабно заниматься молитвой;
Началом же и концом во всем этом
Иметь главу добродетелей – любовь» (6, с. 279-280).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Свт. Григорий Палама. Омилии. М., 1993.
  2. Лосев А.ф. Очерки античног8о символизма и мифологии. М., 1993.
  3. Молитвы и песнопения православного молитвослова. СПб., 1892.
  4. Угодник Божий Серафим, в 2-х томах. Спасо-Преображенский Валаамов монастырь, 1993.
  5. Монахиня Таисия. Жития русских святых. М., 2008.
  6. Симеон Новый Богослов, прп. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917.