×

Пестяковское благочиние



Потери бывают не только материальные, но и духовные. Нередко человек теряет стыд, совесть, жалость, страх Божий, любовь к истине, благоговение и веру. Жалость, сострадание – исключительно человеческое чувство, определяющее достоинство человека. Человеку свойственно сопереживать, сострадать и любить. Чем более сострадания у человека, т.е. способности любить, тем более он человек.

Потеря чувства сострадания приводит к жестокости и садизму. В этом случае человек опускается ниже животного. Даже среди хищников не бывает садистов, а человек, лишённый жалости и сострадания, становится извращенцем, и находит дьявольское удовольствие в жестокости. Как горестно слышать о малолетних террористах, убивающих своих товарищей-школьников и учителей. Сейчас в большей мере детей воспитывают компьютерные игры, сайты, чем родители. Да и родители часто самоустраняются от воспитания детей. Либеральная установка на то, что детей нельзя наказывать, приводит к тому, что дети наглеют, хамят родителям и учителям, распоясываются до такой степени, что поднимают руку на учителей и даже убивают их!

Св. Феофан Затворник говорил, что душа человеческая воспитывается через тело, и если родители не будут в полной мере строгими с детьми, добиваясь послушания, то потом жизнь будет учить их оглоблей. И в Священном Писании сказано: «Не жалей розги сыну твоему, иначе вырастет сын, и сделает стыд матери своей». «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына» (Притч 13:25); а кто любит, тот с детства наказывает его.

Как стыдно, наверное, родителям за этих выродков-террористов! Жизнь чрезвычайно антиномична. Чтобы научить ребёнка любви к людям, надо научить его сначала быть почтительным к родителям, к учителям и ко всем взрослым людям. А почтительность прививается, как ни странно, через наказание. Св. Пётр Дамаскин писал: «И как родители, любящие детей своих, угрозами отвращают их от безумных поступков, будучи побуждаемы к тому любовию, так и Бог попускает искушение, как жезл, отвращающий достойных от худых советов диавола. Щадяй жезл свой, ненавидит своего сына, любяй же наказует прилежно».