×

Пестяковский приход



Роль Русской Церкви в возвышении Москвы.

«Москва – как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось!» Москва для русского человека явилась не только столицей, но и святым городом, а святыня всегда дороже жизни. «Ребята, не Москва ль за нами? Умрём же за Москву, как наши братья умирали! И умереть мы обещали….» Святость Москвы сложилась исторически. Сначала Москва 200 лет была церковной Первопрестольной столицей, прежде чем стать столицей государственной. Как же это произошло, что самый незначительный удел Руси за одно столетие превратился в мощный объединяющий национальный центр?

Русь была разделена: северо-западная часть до Смоленска принадлежала Литве, западная – Польше, а восточная Русь была улусом татаро-монгольской империи. Митрополит Пётр родом был с Волыни, это нынешняя западная Украина. Уже тогда волынские князья хотели себе отдельного от остальной Руси митрополита и с этой целью избрали монаха Петра и отправили его в Константинополь за благословением. Константинопольский патриарх, не хотел дробить и ослаблять единую Русскую Церковь и поставил Петра митрополитом над всей Русью. Резиденции митрополита – Киев и Владимир – не обеспечивали спокойного пребывания из-за частых набегов и междоусобиц.

Князь московский Иван Калита, внук св. блгв. кн. Александра Невского, очень любил и почитал митрополита Петра и они были дружны, несмотря на разницу в возрасте. Иоанн видел, как бесприютно было престарелому святителю, и он пригласил его к себе в Москву на постоянное жительство. Но Москва в то время была, по сути, большим деревянным селом, огороженным частоколом, не было ни одного каменного здания. А митрополит, в соответствии со своим статусом, должен служить в большом каменном соборе. Пётр предложил Калите построить соборный каменный храм Успения в Москве: «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом своим более других князей, и твой город будет славен между русскими городами. Святители будут жить в нём и руки его взыдут на врагов». Князь с любовью и усердием в 1326 г. заложил собор, и Москва стала с этой поры Главным, Первым Престолом всей разобщённой Руси. Государственными центрами оставались Владимир и Киев. Но значение Москвы стало быстро возрастать. Если какое-то княжество проявляло сепаратизм в каком-либо общерусском деле, Московские митрополиты закрывали там храмы своей святительской властью. А это значило, что нельзя не только молиться, но и крестить и отпевать и венчать. И строптивые удельные князья вынуждены были под напором верующих повиноваться Москве. При св. блгв. кн. Дмитрии Донском объединённые вокруг Москвы княжества в конце 14 века разгромили полчища хана Мамая. А ещё через 100 лет Московская Русь полностью освободилась от монголо-татарского ига и Москва стала государственной столицей Русского государства.

В этом году исполняется 685 лет со дня преставления свт. Петра Митрополита Московского. Святитель собственными руками приготовил гроб близ жертвенника. Будучи извещён о смерти особым видением, скончался в 1326 г. Через 150 лет при перестройке собора были открыты его чудотворные и нетленные мощи. С него пошла плеяда святых московских митрополитов, сыгравших огромную роль в объединении и усилении русского государства.

03.01.11г., в день памяти свт. Петра митополита Московского, в Свято-Успенском храме состоялась Литургия, водосвятный молебен и Крестный ход. 20.01.11 в Пестяковской школе состоится Круглый стол на тему: «685-летие со дня преставления свт. Петра митрополита Московского. Информация о нём в ближайшее время появится в разделе "Конференции".