Загадки и смысл праздника Покрова
Бенедиктов Н.А.
Неожиданности привычного.
Любому нижегородцу праздник Покрова 1\14 октября кажется привычным и родным. Покровские улицы – Большая и малая, ежегодный большой праздник, церковь Покрова на Нерли (в Москву едешь – храм видно), нередкая фамилия Покровские (к примеру, академик архитектуры Покровский – автор здания банка на Покровке и церкви на так называемом Бугровском кладбище). У многих добавятся свои дополни-тельные ассоциации. Есть они и у меня: теща на Покров родилась, дед был последним священником храма Покрова Пресвятой Богородицы, по названию прихода давшего имя и улицам Покровским. Толкнуло что-то, и сунулся в справочники узнать смысл праздника Покрова. Признаться, был очень удивлен: о празднике пишут кто во что горазд. И сразу начались неожиданности и загадки. Пишут: снег впервые покрывает землю, отсюда и Покров. И в то же время описывают исток праздника в Византии. Какой же снег в октябре в современной Турции, расположенной на территории ушедшей Византии?! И второй вопрос возникает тут же: событие-исток праздника – явление богородицы с покровом защиты над молящимися – произошло в Византии, однако праздник только русский!? В одном православном справочнике прочитал даже такое изумительное сообщение: русские в 860 году осаждали Константинополь, но богородица накинула свой покров на греков, и русские ушли. Согласи-тесь, что задуматься и впасть в изумление придется: неужели мы празднуем то, что русские когда-то не взяли Константинополь?! Не взяли – ладно, но в чем праздник для русских-то!? Чем больше читал книг, тем больше появлялось желание разобраться. Итог размышлений – поисков получился такой.
О Церкви Христовой
Обретя веру, человек чувствует себя, как бы в тихой гавани, где покойно переживается буря жизни. Этот внешний покой сопровождается усиленной внутренней работой. Вся жизнь, все поступки теперь соотносятся с учением веры, чтобы жить по ней. «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» – вопрошает апостол Иаков, и отвечает: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». И апостол Павел учит всех принявших веру, чтобы жили благочестиво, целомудренно и праведно, отвергнув нечестие и мирские похоти и прихоти. А что значит жить благочестиво, целомудренно и праведно? Благочестие – это набожность, благоговейное почитание Бога. Жить праведно – значит жить по правде, согласно с правдой при исполнении всех своих обязанностей: семейных, общественных и государственных. Жить целомудренно – значит жить трезво, чисто, благоразумно, скромно, непорочно, в чистоте тела и помыслов. А всё это значит жить в Святой Церкви, жить в Господе нашем Иисусе Христе, жить в единении с Богом. Иисус Христос основал Церковь после Своего вознесения, как «столп и утверждение истины», как «якорь спасения», как Своё постоянное пребывание с нами до скончания века. «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти нам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. И сами, как живые камни, устраивайте из себя дом духовный, священство святое», – говорит апостол Пётр, – «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, взятый в удел». Принадлежать к этому народу, быть членом тела Церкви, значит быть крещёным, регулярно участвовать в молитвенных собраниях в храме, участвовать в Евхаристической трапезе, быть причастником Тела и Крови Христовой, исполнять заповеди Божии, мужественно преодолевая искушения, иметь постоянную направленность к Богу.
Рождественский пост
К Христу обратился несчастный отец, сын которого страдал одержимостью. Демон терзал его так, что он падал, крича и испуская пену. Господь исцелил юношу и сказал, что «род сей (демонов) изгоняется постом и молитвой».
Жизнь после смерти
В одном приходе умер священник. Вновь поступивший умер в алтаре в первый же день. Вместо него прислали другого, но и этого нашли мёртвым в алтаре. В короткое время приход лишился 3-х священников. Долго место оставалось вакантным. Наконец начальство прислало опытного иеромонаха.
"Возрадовался я, когда сказали мне:"Пойдём в Дом Господень"
«Возрадовался я, когда сказали мне: “Пойдём в Дом Господень”» (Пс. 121)
Мы привыкли считать начало суток с 00 часов, или с 12 ночи. Во время земной жизни Иисуса Христа сутки начинались с 18 часов вечера, это было древнейшее установление. «И был вечер, и было утро – день один», – сказано в Библии. Церковные сутки также начинаются с вечера. И первая воскресная служба – это Всенощная. Господь сказал: «Шесть дней трудись, а седьмой – отдай Господу Богу твоему», т.е. посвяти воскресение Господу. Начинаем мы в церкви Воскресную Всенощную службу, а в храме нет никого. Где же христиане? Мне сказали, что в Пестяках христиане в это время моются в бане. Правильно ли это? За время атеистического пленения России многие православные традиции были нарушены. В сельской местности эти традиции ещё как-то удерживались лет 30-40. Я ещё помню, что после войны бани топили в пятницу с утра, вечером после работы парились, а в субботу утром домывались старухи с малыми детьми и делали постирушки – и всё это до обеда. А вечером – на Всенощную в храм. В субботу вечером мыться или стирать такой же грех, как если бы мы стали стирать и мыться в воскресение утром. Вот адвентисты-субботники те специально ходят мыться в баню в воскресение, чтобы осквернить этот день. Зачем же нам уподобляться им?