×

Пестяковское благочиние



«Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас… Всякому, просящему у тебя , давай, и от взявшего твоё, не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 27 – 36).

Любовь к ближнему подразделяется на две заповеди: 1) «что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов. 4, 15). То есть надо удерживаться делать другим то, чего себе не желаем. 2) «во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). То есть надо уделять другим то, чего сами желаем получить. Первое – не делай зла, второе – твори добро.

Далее. Если кто любит кого-то, но не любит ради Бога, тот не имеет любви. Например, матери кажется, что она очень любит своего единственного сына, а вот невестку ненавидит. Значит, она не имеет любви, но думает, будто имеет любовь. Это эгоизм в овечьей шкуре любви. Но истинная любовь состоит в том, когда и друг бывает, любим в Боге, и враг бывает любим ради Бога. Истинно любит тот, кто ради Бога любит и того, о ком знает, что он его не любит. Ибо любовь обыкновенно доказывается только противлением ненависти. Если мы не имеем истинной любви, то и не сподобимся Царствия Небесного.

С особенным вниманием надо рассматривать свои помышления. Сердце своё надо осмотреть со всех сторон, не имеем ли мы какой-либо ненависти, не завидуем ли чужому счастью, не питаем ли тайной злобы, недоброжелательства, злорадства? Не хотим ли встречаться с кем-то, не хотим кого-то даже видеть – это и есть ненависть, не хочу видеть – значит ненавижу. Господь грозит, что таковые будут «ввержены во тьму внешнюю». Внутренняя тьма – это слепота сердца, а внешняя тьма – вечная ночь осуждения. Те, кто в земной жизни связывают себя пороком добровольно, тогда против воли связываются наказанием: «связавши ему руки и ноги, возьмите его и вверзите во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22, 14).