×

Пестяковское благочиние



«Священное Писание никогда не может лгать или заблуждаться. Его высказывания абсолютно правильны и невредимы».

Галилео Галилей, астроном, физик.

«Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1-2). Грех осуждения – один из самых распространённых грехов, поэтому он кажется не значительным грехом. Однако в Нагорной проповеди он стоит наравне с грехами развода, прелюбодеяния, гнева. Почему же Господь за одну только нашу готовность и способность не судить людей, обещает нам освобождение от Суда Божия? То есть наша загробная участь будет прекрасной, если мы не будем судить и осуждать людей. Почему же такая милость от Господа за исполнение только одной, всего только одной заповеди: «не судите, да не судимы будете»?

А потому что если не осуждаем других людей, то, значит, не имеем гордыни; не осуждаем, – значит, не имеем злобы, гнева. Если мы не осуждаем других людей, значит у нас сильно развито самоосуждение, смирение. А смиренномудрая душа и в мыслях не позволит себе нечистого отношения к ближним, измены, блуда. И очень легко в сердце такого человека поселяется любовь. С другой стороны, любовь разрушается, если мы осуждаем ближних. Появляется дерзость в отношениях: и в нетерпеливых жестах, в выражениях лица, и, наконец, в словах. Это хорошо известно из семейной жизни, из жизни близких людей.

Наш Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Когда начинают за глаза судить друг друга, тогда чувства постепенно охлаждаются, и тот, кого судишь, становится тебе не близким, не ближним, а дальним». Так давайте поработаем над собой и попытаемся избавиться от греха суда и осуждения.

Для этого надо научиться постоянно наблюдать за собой, как бы со стороны, как за опасным человеком. Святые отцы называют это делание трезвением. Во-первых, стараться не осуждать в словах, в общении с другими людьми. Во-вторых, стараться отметать помыслы осуждения, т.е. в мыслях не осуждать. В-третьих, изгнать всякое осуждение из сердца – это самое трудное. Зато легко обогащаешься покаянием, оно будет постоянным. А ведь это самое главное – покаяние. В этом заключалась проповедь св. Иоанна Крестителя, с этого начал Своё земное служение Господь наш Иисус Христос: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).