×

Пестяковский приход



Очень важно, чтобы в раннем детстве человек «вкусил и видел, яко благ Господь». Вкусивши благодати Божией, познает он и сладость Божественных вещей. Чтобы воспитать такое естественное расположение, ребёнок должен быть окружён Божественными предметами и занятиями, питающими духовные чувства – богослужение, молитва, чтение, беседы с детьми о Христе. Поэт Шиллер рассказывал, какой неизгладимый отпечаток на всю его жизнь произвело путешествие с матерью и детьми в соседнюю деревню. Мать рассказывала им дорогой о евангельском путешествии в Еммаус Луки и Клеопы с Христом. И все они ощутили близость Христа, умиление души и любовь к Богу и друг к другу. Эти чувства стали ему самыми драгоценными на всю жизнь и определили благородство его души.

Митрополит Вениамин Федченков рассказывает, как он однажды в детстве очень сильно расшалился, и мать никак не могла его унять. И вот он увидел, как мама встала перед божницей на колени и стала молиться со слезами, что вот она просила у Господа сына, и Господь дал его ей, а он не слушается. Малыш опешил, потом тоже заплакал и встал на колени рядом с мамой и стал молиться тоже. Это событие хорошо повлияло на ребёнка и запомнилось ему навсегда.

Крупные советские учёные Николай и Сергей Вавиловы были воспитаны в православной семье. Родители весь распорядок жизни детей подчиняли церковной жизни: соблюдались все праздники, в воскресные дни неукоснительно шли на Литургию; а каждую субботу шли на кладбище и служили панихиду. Веру в Бога и нравственные устои Николай Вавилов, биолог-генетик, автор многих открытий, академик, лауреат многочисленных премий, сохранил вплоть до своей кончины. Сергей Вавилов был основателем научной школы физической оптики, всемирно известным учёным, почётным членом ряда зарубежных академий. Он так же свято хранил веру. Религиозность братьев Вавиловых, привитая им с детства, была естественной, вошла в их плоть и кровь; в ней не было ничего ханжеского, показного.

Но! Страшна, особенно в детском возрасте, «фарисейская закваска», бояться которой заповедовал Христос. Ребёнок чуток к малейшей фальши, неискренности, подлому лицедейству. В этом случае человек или отвращается всего Божественного и становится атеистом, как случилось в священнических (!) семьях Чернышевского, Добролюбова и других. Или сам, повзрослев, становится фарисеем, что ещё хуже. Процесс фарисейского воспитания запечатлен в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Алексей Каренин воспитывал так своего маленького сына, разлучённого со своей матерью.

С какого времени надо приобщать младенца к Богу? Начинается воспитание и закладывается фундамент его личности, когда он ещё в чреве матери. Русский религиозный философ XVIII века Григорий Саввич Сковорода утверждает, что период зачатия и вынашивания младенца играет огромную роль в формировании личности человека. Душа создана вместе с телом. Эмбрион приобретает душу при зачатии. В чреве матери появляется новая человеческая ипостась. Душа создаётся в момент зачатия, и вместе с телом проявляет свою деятельность. В чреве матери происходит непроизвольное формирование новой личности. Важно, чтобы уже в период вынашивания мать приобщала дитя к Богу, через своё приобщение. Беременной надо чаще причащаться и исповедоваться, избегать отрицательных эмоций, молиться, приобщаясь благодати, быть воздержанной и терпеливой, любящей и радостной.