×

Пестяковский приход



Всего существует 8 страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

Каждая последующая страсть возбуждается предыдущей. Грех и все страсти начинается с чревоугодия.

Чревоугодие порождает блудные помыслы, мечтания. Действующий блуд требует денег на самоукрашения и прельщения. Сребролюбие связано с раздражением и гневом. Это всё вызывает печаль, переходящую в уныние. Человек хочет перед людьми казаться значимым, уважаемым, не будучи таковым. Затем это тщеславие переходит в гордость. Сначала человек убеждается, что «он не хуже других», а потом уверяется, что «он лучше других». В гордыне человек легко уловляется дьяволом, и начинает жить в его воле, идя в погибель.

Первые две страсти являются телесными страстями. Они исходят из тела и услаждают тело. Вот почему так важен пост в православии.

Начнём с чревоугодия. Пища необходима человеку. Важен размер потребляемого и его качества. Одни любят есть «до упора», невзирая на вкус пищи – это обжорство, оно пагубно влияет не только на душу, но и на здоровье. Врачи-диетологи, как один, заявляют, что для здоровья организма, надо выходить из-за стола с лёгким чувство голода, (т.е. хотелось бы ещё поесть). То же самое советуют и свв. отцы. Другие любят лакомую, изысканную пищу с различными приправами, водочкой или вином, или пивком. Предел здоровой потребности нарушается совершенно незаметно до пресыщения. И здесь здоровье человека даже в большей угрозе, чем при элементарном обжорстве. Постепенно начинаются проблемы со здоровьем от несбалансированного питания.

Все святые подвижники долгожители, даже столетние, отличались физической активностью до самой смерти. Потому что телесное здоровье тесно связано с душевным здоровьем. Многие подвижники не рекомендуют нести сугубые, тяжёлые посты. Важно не пресыщаться не только скоромной, но и постной пищей. Они часто в посты ограничивали себя хлебом в количестве одного фунта в день, т.е. чуть меньше полкило хлеба в день. И послушников приводили к этой норме постепенно.

Страсть блуда является переходом от телесных болезней чревоугодия и блуда к душевным болезням сребролюбия, гнева, тщеславия, печали, уныния и гордости. Здесь надо всё время «трезвиться», как говорят подвижники, т.е. привыкнуть наблюдать за своими помыслами, отсекать блудные помыслы, мечты, следить за собой, как бы со стороны, как за опасным человеком, чтобы не стать рабом блуда.

Страсть сребролюбия – это страсть Иуды Исакариотского. Она быстро заражает человека скупостью и жадностью. Эта страсть общественно терпима, т.е. она не вызывает общественного отвращения, маскируясь под бережливость. Человек всё дальше уходит от Бога, в его душе начинают преобладать самоуверенность, самодостаточность, самолюбие. Он легко раздражается на ближних, привыкает к раздражению и гневу. Душа теряет радость общения с ближними, радость бытия, исчезает мирное устроение души, приходит «беспричинная печаль», уныние, приступы тоски. Естественная потребность любви и уважения заменяется тщеславием, желанием выглядеть значимым, великим. Строит дачи-дворцы, покупает дорогие часы, автомобили, недвижимость за границей. Это стадия становления коррупционера, взяточника, продажного человека. Итог – погибель души.

Хорошо для них, если это обернётся тюрьмой, смирением и глубоким покаянием, исповедью, воцерковлением, возвращение Духа Божия и оживлением души.

Тело умирает, когда его покидает душа. Душа умирает, когда её покидает дух. Самая страшная вторая смерть.