×

Пестяковский приход



После всех происшедших в новое время в мире революций и кризисов, совершенно отчётливо видится оригинальность России (по менталитету, культуре, идеалам) в сравнении с другими странами. Наиважнейшим фактором в менталитете русского народа является Православие.

Христианство, после распятия Христа, стало быстро распространяться в Европе, в Азии на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Культурное и объединительное влияние Церкви в первое тысячелетие её существования огромно (социальная жизнь, образование, наука, соборные школы, университеты и т.д.). Но вот как-то внезапно и загадочно всё повернулось в Европе с явлением Ренессанса (XIV – XVI вв.), началось отступление от христианства, возрождение язычества, секуляризация, эпоха постепенного и неуклонного вырождения христианства в Европе вплоть до сатанизма.

А.Ф. Лосев, диалектически исследовав Каббалу, (иудаистская философия Талмуда, окончательно сложившаяся в систему к XIII в.) показал эманацию еврейского духа на новоевропейский менталитет. Именно с этого времени началось изменение сознания европейского человека. А началось с малой безделицы: признайте, что вы имеете право на существование. А закончилось через несколько столетий: Человек – это звучит гордо!

Христианин мыслит себя не имеющим никакого права на существование. Христианин чувствует себя прахом, пылью, абсолютным ничто перед Божественными совершенствами. Только любовь Божия воззвала это ничто к бытию, даровала ему бытие, вдунула душу живую. Какие тут права! «Всё исчезает перед Бездной Божественного Света. … Мир и человек не имеют ровно никакой необходимости. Мир и человек … совершенно ничего не прибавляют к Богу и не убавляют от Него. Мир и человек могли бы совершенно не существовать, и это ничего не изменило бы в истинном бытии. А вот Возрождение думает, что человек имеет право на существование, и в этом-то заключён весь секрет. И Бог остаётся нетронутым, и религия остаётся в целости, и мир существует, как существовал до сих пор, но … я тоже имею право на существование. Это невинное тоже и есть огромная победа сатаны. … С зверской, безжалостной диалектикой вытекает из этого скромного и невинного, на первый взгляд, утверждения вся своеобразная структура Возрождения, как культурно-социального типа» (1, с. 328).

Возрождение утверждает личность, как самостоятельную субстанцию – самостоятельный, сам по себе, субъект. Он не нуждается для своего существования ни в каком объекте. В эпоху Просвещения Бог становится уже не фактом, а условностью. «От Возрождения до Канта была проделана первая и необходимая часть сатанинского проекта нападения на Бога. Два века упорной борьбы привели, наконец, к тому, что Бог перестал быть бытием и превратился только в идею. … Европейский человек в эти эпохи приучает к безбожию не только себя вообще, но и свою мысль. А это … делает отпадение от Бога очень интересным и увлекает более разительно человеческую душу на предательство за 30 сребреников» (1, с. 331). «Кант … явился одним из самых ярких выразителей европейского сатанизма XVII – XVIII вв., доказавши и объявивши, что Бог есть только идея. … Ещё один шаг, и – сам человек будет объявлен богом» (1, с. 332). Это уже сделали через Гегеля, позитивист Конт, Фихте и Фейербах.

Западная Церковь, после её отпадения в 1052 г., была гораздо слабее Восточной Церкви. Христианская жизнь на Западе уже с раннего Средневековья, будучи естественно христоцентричной, определялась, прежде всего, единосущием Иисуса Христа с человечеством, т.е. с Его человеческой природой, главным праздником в Европе было Рождество Христово. На Западе Христос – Великий Моралист. Латинство прельстилось земным могуществом, земной властью и не смогло преодолеть влияние Каббалы. В начале XVIв. В Европе началось движение Реформации, в середине XVI в. Английская церковь утратила духовную независимость, стала государственной церковью. Ныне католическая Церковь благословляет однополые браки.

В восточном Православии и на Руси главным праздником всегда была Пасха – Воскресение Христово, т.е. христоцентричность определяется единосущием Иисуса Христа с Богом Отцом, здесь христоцентризм является логоцентризмом. Логос, вторая ипостась Троицы, вочеловечился, оставаясь Богом. Если на Западе Христос воспринимался, прежде всего, как Моралист, то на Руси Христос – Спас, Спаситель. До XV в., почти 500 лет, на Руси вообще не было ересей, пока не появилась в середине XV в. ересь жидовствующих, но она была преодолена, хотя и ослабила в какой-то степени церковное сознание и явилась одним из факторов Раскола в XVII веке. Церковная иерархия на Руси отличалась духовной твёрдостью, жертвенностью и святостью. Были попытки светской власти подчинить себе Церковь, но они не удались, даже Ивану Грозному и Петру I. Русская Церковь с честью выдержала жесточайшие гонения Советского периода.

Многовековое саморазвитие в русском народе Православия крепко проявилось в фольклоре, во всех отделах русской культуры, как духовной, так и материальной. «Общинному сознанию, выраженному в неповторимом языке, преданиях и обычаях, хозяйственном укладе, межличностных отношениях, соответствуют сакральные: соборность; эсхатологические ожидания (надежда на спасение); синергия (духовное соработничество с Богом). И сама свобода здесь, естественно, никак не связана со всесторонним предпринимательством, но исключительно с творчеством, которое носит характер миротворения; мир представляет собой не мастерскую, но Храм; личность никоим образом не сводится к индивидуальности – начало её мистическое. Так раскрывается тайна истории России, и пора узнать о ней каждому гражданину – от школьника до президента» (2, с. 301).

ЛИТЕРАТУРА

  1. А.Ф. Лосев. «Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа»» М., 2022.
  2. С.В. Гальперин. «Алексей Лосев и разгадка двадцатого века» Ridero, 2018.