×

Пестяковский приход



Когда Иисус был схвачен, унижен, оплёван, заушен и приговорён к распятию, ученики были в жуткой растерянности, отчаянии и страхе, что и они также будут преданы жестокой расправе. Отчаяние – это потеря Надежды, Чаяния Царства Мессии. «Восстановления Израилева Царства» не произошло, учение их Учителя поругано, всё кончено… Они были в тяжёлейшем психическом состоянии. В таком крайне угнетённом состоянии люди стараются быть рядом, ощущая хоть какую-то поддержку друг от друга. Но бывает, что в таком состоянии человек никого не хочет видеть, слышать, замыкаясь в себе от ужаса, в одиночестве. Таким был апостол Фома. Нет, он не был трусом. Ведь, когда Господь получил известие о болезни Лазаря и хотел идти в Иерусалим, ученики напомнили ему: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идёшь туда? ... Тогда Фома, …, сказал ученикам: пойдём и мы умрём с Ним» (Ин. 11, 8, 16).

На третий день после казни, когда ещё было темно, первой пришла ко гробу Мария Магдалина, она увидела, что камень отвален, а в гробе трупа Учителя нет. Она побежала сообщить апостолам. Те ей не поверили. К женщинам тогда относились, почти как к детям, в те времена всем и во всём правили мужчины. Но всё-таки Пётр и Иоанн побежали ко гробу. Молодой Иоанн первым прибежал и остановился перед гробом. Ап. Пётр был решительным человеком, и он сразу вбежал в гроб, они увидели одни пелены лежащие и головной плат: и увидели и уверовали, но не в Воскресение, а в то, о чём сообщила Мария, что трупа Учителя во гробе нет, «ученики опять возвратились к себе» (Ин. 20, 10).

А Мария, вновь пришедшая ко гробу, осталась стоять у гроба не уходила и плакала. И ей было явление Ангелов и явление Воскресшего Господа (20, 11-17). Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он сказал ей: «Иди к братьям Моим и скажи им …» (20, 17). Ей опять не поверили.

А позднее, (но тоже весьма рано, при восходе солнца (Мк. 16, 2), в тот же первый день недели), приходят ко гробу, стайкой уже все Жены-Мироносицы, чтоб довершить обряд погребения. И им было явление Ангела…, а затем и Господа.

Почему именно им первым явились Ангелы и Сам Воскресший Христос, а не Апостолам? Женщины-Мироносицы не менее горестно переживали смерть любимого Учителя, они Его очень любили, и не могли смириться с тем, чтобы их любимый Учитель был погребен без обряда, что не успели сделать перед Пасхой. И у них тоже был страх перед Иудеями, но их любовь преодолела страх, и они пришли ко гробу завершить погребение. Христос многократно говорил ученикам: «Не бойтесь! Не бойтесь! Не бойтесь!» А мы боимся, боимся, боимся… И от этого и наши сомнения, и наше маловерие, и неверие.

В этот же первый день от суббот апостолы Лука и Клеопа шли в Еммаус «весма дряхлые», т.е. в глубоком унынии, печали и сетовании о смерти Учителя. И не могли узнать в примкнувшем к ним спутнике Христа, твёрдо зная, что Он умер. Мог казаться похожим, но мало ли кто на кого похож? Даже, когда Он сказал им: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что сказали пророки!» и изо всех пророков изъяснил им сказанное о Христе. Их сердца разгорелись, они утешились, они уговорили «спутника» на ночлег. Но узнали Его только в преломлении хлеба, и Он исчез. Они сейчас же возвратились во Иерусалим к остальным ученикам и сообщили о встрече с Воскресшим. Но … им не поверили. Вот какие каменные наши сердца!!! И чего удивляться, что так много неверов! И когда Господь Иисус Христос явился в горнице собравшимся вместе апостолам (не было только Фомы), они смутились и испугались, «подумали, что видят духа». И только когда Господь показал им раны, а потом поел пищу при них. И только тогда они стали «радоваться и дивиться».

Когда о встрече с Воскресшим Иисусом сообщили Фоме, то стоит ли нам слабоверам удивляться, что Фома не поверил им: а может они ошиблись, или увидели похожего человека, или им чего-то показалось? Ведь этого же не может быть!, чтобы умерший воскресил сам себя? «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

Наша вера православная пришла к нам от Бога. Мы её приняли всем сердцем с благодарностью к Богу за чувство безопасности и силы, сообщаемой верой. Вера православная – дар Божий. И хранить веру надо, как зеницу ока. Хранить от чего? От сомнений. А сомнения веры бывают от трёх вещей: от демонов, от страстей и от хулителей веры.

«Русь, святая, храни веру православную, в ней же тебе утвержение!»

(Прп. Серафим Саровский)