×

Пестяковский приход



Некоторые христиане сомневаются в существовании адских мук, считая, что они не сообразны с бесконечным милосердием Божиим. Но если человек сам отвергает это милосердие Божие, отвергает благодать Святого Духа, предаваясь разврату, богохульству? Он сам отсекает себя от Бога и Его милосердия.

Свт. Игнатий Брянчанинов пишет: «Священное Писание повсюду называет адские муки вечными: это учение постоянно проповедовалось и проповедуется святою Церковью. Господь наш Иисус Христос несколько раз в святом Евангелии подтвердил грозную истину. Предвозвещая отверженным грешникам общую участь с падшими ангелами, Он объявил, что скажет им на Страшном Суде Своём: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…

Спаситель мира, предвозвещая ученикам Своим поприще мученичества, заповедал: глаголю вам, другом Своим: не убойтеся от убивающих тело, и потом не могущих лишше что сотворити. Сказую же вам кого убойтеся: убойтеся имущего власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, Того убойтеся (Лк. 12, 4–5) …

Орудие, заповеданное Господом, воспоминание о смерти и вечных муках, употреблял прп. Антоний Великий, особливо в начале своего подвига. В ночное время диавол принимал вид прекрасных женщин и, являясь к Антонию в этом виде, старался возбудить в нём греховное похотение; но Антоний противополагал диавольским мечтам живое представление пламени геенского, неусыпающего червя и прочих ужасов ада, — этим оружием погашал огонь сладострастия, и разрушал картины обольстительные. Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними; только потому считаем тяжкими земные скорби, что не изучили мучений адских» (1, с. 124–126).

Спастись от вечной смерти трудно. Узки врата, ведущие в жизнь, и широки врата, ведущие в смерть. «Оплакивая нас, и Апостол пророчески сказал: Нет делающего добро, нет ни одного… Нет страха Божия перед глазами их (Рим. 3, 12–18). Поэтому, опять предвидя будущее, он пишет Тимофею о нашем лукавом образе жизни: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы (2 Тим. 3, 1–4) и так далее.

Поэтому горе нам, что до последней крайности зла дошли мы. Ибо, скажи мне, кто из нас непричастен названным порокам? Не в нас ли исполнилось пророчество? Не все ли мы чревоугодники? Не все ли сластолюбцы? Не все ли одержимы неистовой любовью к материи? Не все ли строптивы? Не все ли гневливы? Не все ли злопамятны? Не все ли предатели всякой добродетели? Не все ли хулители? Не все ли необузданны? Не все ли братоненавистники? Не все ли чванливы? Не все ли пустохвалы? Не все ли высокомерны? Не все ли тщеславны? Не все ли лицемерны? Не все ли коварны? Не все ли завистливы? Не все ли непокорны? Не все ли беспечны? Не все ли нерадивы о заповедях Спасителя? Не все ли изобильны всяким порокам? Не все ли мы стали вместо храмов Божиих капищами идолов? А вместо пристанища Духа Святого— пристанищем духов лукавых? Не притворно ли называем Бога Отцом? Не стали ли мы вместо сынов Божиих сынами геены? Не стали ли мы, ныне носящие великое имя Христово, хуже иудеев? И пусть никто не негодует, слыша такую истину, поскольку и те беззаконные иудеи говорили: Одного Отца имеем, Бога (Ин 8, 41), но услышали от Спасителя: Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8, 44) » (1, с. 86–87).

Как же можно спастись? Только милостью Божией! Господь призывает: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни… если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 47–48 и 53–54). Здесь говорится о таинстве причащения Святых Христовых Таин. Господь создал Церковь для нашего спасения и Церковь совершает таинства. Нам грешным, пока даёт нам Господь дни земной жизни, надо воцерковляться и постоянно учиться самоукорению и искреннему покаянию. Этому, и только этому, учил Иоанн Предтеча, готовя людей к принятию Христа. А затем и Христос начал своё земное служение с проповеди покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 4, 17). Один святой заметил, что наши добрые дела перед Богом, как испачканные пелёнки младенца, которым радуется мать. Вот также и Господь радуется нашим добрым делам, свидетельствующим о здравии нашего детского духовного организма. Здесь на земле мы должны научиться любить Бога, а любовь эта начинается со страха Божия, «хождения перед Богом», с покаяния. Наука покаяния трудная наука. Трудно замечать свои грехи, трудно искренне признать себя грешником. Мы все считаем себя правильными, а других виновными и не любим грешников. А надо научиться ненавидеть грехи, как смертельные болезни, а грешников любить и жалеть, как жалеют больных. Этому учит нас Православная Церковь. В Западной Церкви сложился юридический подход ко греху, считающий грешников преступниками Закона; ненавидя грешников и оправдывая себя. Свирепствовала инквизиция, сжигая грешников на кострах. И поэтому с эпохи Ренессанса и «века Просвещения» Западная Церковь получила либеральную реакцию: оправдание греха. Ныне грех на Западе оправдан и даже превозносится, ведя людей в погибель. Наша Восточная Церковь всегда рассматривала грех, как духовную болезнь, которую необходимо лечить. Поэтому грешников мы жалеем, как жалеют больных, а грех, как болезнь— ненавидим, и стараемся избежать.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Св. Игнатий Брянчанинов, святитель. Сочинения. М., 1993.