×

Пестяковский приход



Смерть есть временное разлучение души и тела, часть жизни до Второго пришествия Спасителя. В земной жизни мы редко заботимся о душе, и все наши заботы о теле, о его здравии и о продлении телесной жизни. Многие христиане не являются членами Церковных Приходов, и не исповедуются даже перед смертью.

Но святые настойчиво напоминают нам о смертном часе, о важности подготовки к переходу, к расставанию с телом. Великий Макарий Египетский, чью память будем отмечать 1 февраля, так свидетельствует о смертном часе: «Когда исходит из тела душа человеческая, тогда совершается великое некое таинство. Если она повинна будет греху, то приступают к ней полчища демонов … и похищают душу в область свою. И не следует сему удивляться. Если человек, живя ещё в сем веке, им покорился и повиновался, и соделался их рабом, тем более, когда исходит от мира, бывает ими пленён и порабощён. Так же, напротив, святым Божиим рабам и ныне предстоят ангелы, и святые духи сохраняют и окружают их».

Прп. Феодора Цареградская, будучи на мытарствах, спросила Ангелов, за всякий ли грех, который человек совершит в жизни, он истязуется в мытарствах или возможно ещё при жизни загладить грех, чтобы очиститься от него и не мучиться при мытарствах. Ангелы отвечали преподобной Феодоре, что не всех так подробно испытывают на мытарствах, но только тех, кто, подобно ей, не исповедался чистосердечно перед смертью. "Если бы я исповедала отцу духовному без всякого стыда и страха всё греховное и если бы получила от духовного отца прощение, – сказала преподобная Феодора, – то я перешла бы беспрепятственно все эти мытарства, и ни в одном грехе мне не пришлось бы быть истязуемой. Но так как я не хотела чистосердечно исповедать духовному отцу своих грехов, то здесь и истязают меня за это. Конечно, мне много помогло то, что я в течение всей своей жизни старалась и желала избегать греха. Тот, кто с усердием стремится к покаянию, всегда получает от Бога прощение, а через это и свободный переход от этой жизни в блаженную загробную жизнь. Злые духи, которые находятся в мытарствах вместе со своими писаниями, раскрывши их, ничего не находят написанным, ибо Святой Дух делает невидимым всё написанное. И видят это они и знают, что всё записанное ими изглажено благодаря исповеди, и очень скорбят тогда. Если человек ещё жив, то они стараются на этом месте снова вписать какие-либо другие грехи. Велико поистине спасение человека в исповеди! Она спасает его от многих бед и несчастий, дает возможность беспрепятственно пройти все мытарства и приблизиться к Богу. Иные не исповедаются в надежде, что будет ещё время и для спасения, и для оставления грехов. Иные просто стыдятся на исповеди высказать духовнику свои грехи – вот такие-то люди будут испытаны в мытарствах строго. Есть и такие, которые стыдятся всё высказать одному духовному отцу, а избирают несколько, и одни грехи одному духовнику открывают, а другие – другому и так далее. За такую исповедь они будут наказаны и немало претерпят при переходе из мытарства в мытарство".