×

Пестяковский приход



Иван IV Грозный самая противоречивая фигура в истории России. Одни считают его выдающимся деятелем России, другие – извергом, ослабившим страну и приведшему её к «смутному времени». Некоторые православные склонны видеть в нём даже святого. Однако, Церковь даёт ему объективную оценку.

Есть власть святая и есть власть сатанинская. «Нет власти не от Бога». Именно так. Но Господь попускает иногда власть и дьяволу, «и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами …, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» (Лк. 4, 5). Царь Иван Грозный не видел противоречивости власти: власти от Бога и власти от диавола. Власть существенно противоречива: она есть позитивная и негативная. Она «от диавола» ибо распинает, и она же «от Бога», «ибо дана тебе свыше». Иван Грозный считал, что власть царя аналогична власти Бога.

«… нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (13, 1-2). Ап. Павел писал это римским христианам, отказывавшимся платить подати: «надо повиноваться не только из страха наказания, но и, по совести. Для сего вы подати пла́тите, ибо они – Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать – подать; кому оброк - оброк …» (Рим. 13, 5-7).

Власть от Бога не может быть жестокой и богоборческой. Вся религиозность Ивана IV сводилась к внешнему благочестию, которое никаких нравственных обязанностей не налагает. «И бесы веруют». Эта формальная религиозность удобно мирилась в Иване IV с крайним злодейством. Философ Соловьёв называл Ивана «благочестивым извергом».

После неожиданной смерти жены Анастасии он резко переменился. Он отдалил от себя, а потом казнил своих благочестивых помощников. Приблизил льстецов и угодливых искателей выгод, которые через неделю после кончины его жены торжественно предложили царю искать невесту. Начали забавлять царя, смеяться над православным обычаем воздержания, называя это лицемерием. Историки пишут, что разгорячённый вином и льстивыми разговорами, женолюбивый Иоанн забыл целомудрие и предался распутству.

Он казнил не только бояр, но и монахов, священников, крестьян, проживавших в опальных вотчинах. В 1570 г. совершил массовые казни над Новгородцами, убил сщмч. Корнилия, царский сатрап Малюта Скуратов задушил митрополита Московского и всея Руси Филиппа. Прп. инок Арсений Новгородский не устрашился обличить Иоанна Грозного за его жестокость и не принял даров его.

Итог правления Ивана IV: разорение 40% крестьянских дворов, сокращение пахотных земель в 4 раза, полное запустение земель в новгородских и псковских краях, поражение и потеря городов в ливонской войне. Злодеяния Ивана IV остановили переселение русских из Литвы на Русь и способствовали объединению Литвы с Польшей в Речь Посполитую. Пресеклась славная династия Рюриковичей, началось страшное для Руси Смутное время. Демоническая безбожная власть ослабляет страну. И мы тоже теперь являемся свидетелями того, как за время безбожной Советской власти ослабла страна, рассыпалась и вверглась в междоусобие.

Апокалипсис утверждает: демонизм власти будет возрастать в истории, «зверю» и антихристу будет дана великая власть над всеми народами. Нам, людям 21 века, уже совершенно очевидно это нарастание демонизма власти на безбожном Западе. А Россия вновь повернулась к Богу, и с Божией помощью усиливается.