×

Пестяковский приход



3). Третий признак восточного христианства – отказ Восточной Церкви от светской властности в противоположность Западной Церкви. Западная Церковь феодализировалась (земли были пожалованы церкви, как вассалу), и с IX века до середины XI века Церковь находилась под властью королей и крупных феодалов. От них напрямую зависело назначение и утверждение на кафедрах епископов и пап. Западная Церковь явилась, вследствие этого, инструментом политики крупных феодалов и короля, которым принадлежала церковная собственность и доходы, поэтому типичным и печальным явлением латинской Церкви была симония, коррумпированность, аморальность и некомпетентность духовенства. Падение нравов стало характерной чертой для всех ступеней католического духовенства. Папы сменяли друг друга с головокружительной быстротой, с 900 года за 150 лет их было тридцать пять, это резко контрастирует с пятнадцатью патриархами в Константинополе за этот же 150-летний период.

В середине XI века папа Григорий VII (Гильденбранд) создал духовную элиту, путём отделения священника от простого прихожанина: женатое священство было поставлено вне закона – был утверждён целибат, т.е. неженатое священство.

В Восточной Церкви целибат был отвергнут ещё в VII веке, единобрачие среди духовенства допускалось всегда, даже епископам до VI века дозволялось жениться. Целибат был в корне чужд как ранней христианской практике, так и обычаям Византийской Церкви.

Папа стал рассматриваться на Западе не как первый среди равных епископов, а как «викарий Христа» (!). Папа возымел право вмешиваться в дела любого епископа и любой епархии. Папа превратился в абсолютного монарха. Само понятие церкви стало у них отождествляться исключительно с духовенством, а не как вся совокупность верующих, о которых св. ап. Пётр сказал: «Но вы (все верующие во Христа) – род избранный, царственное священство, народ святой, взятый в удел … народ Божий» (1 Пет. 2, 9). О «теле Церкви» говорилось у католиков как о юридической корпорации, а не как о соборе всех христиан. Официальным церковным языком стала только латынь, все богослужения совершались на латыни, на языке совершенно не понятном для верующих. С этого времени стали формироваться представления, что власть папы влечёт за собой естественным образом и светскую власть. Этими моментами объясняется так стремительно происшедший упадок христианства на Западе в эпоху Ренессанса. Власть Церкви над государством на Западе сменилась властью государства над Церковью, что особенно наглядно в положении Англиканской Церкви. Казённая религиозность неизбежно вырождается на Западе в безрелигиозность вообще.

В Восточной Церкви не было никаких тенденций к церковной централизации и юридическому упорядочению, к светской власти. Отказ от светской власти в земной жизни для Церкви естественен в связи с установкой на одухотворение и преображение жизни в Воскресении.

На чем же держится дисциплина Восточной Церкви? Внутренняя дисциплина Православной Церкви достигается активным участием в богослужении всех верующих. В православии особенно дисциплинирует Литургия. Благодаря Литургии, создающей в «божием народе» единую духовную ориентацию, единое направление мыслей, чувств и понятий, дисциплина была создана чисто религиозным путём, а не юридически, как на Западе. Единение верующих стало стержнем православия.

На христианском Востоке разработке богослужения уделялось гораздо большее внимание, чем на Западе. В России этот признак обладал особой весомостью. Такая установка на ритуал необходимым образом вела к ритуализации жизни, даже частной, что опять-таки было особенно актуальным для Древней Руси.

Поэтому своеобразием православного христианства стала его особая связь с народом. Важность богослужения и особенно Литургии и активное участие в ней всех верующих, требовало ведение богослужений, хотя и на особом, сакраментальном, но на понятном народу языке. Восточное христианство всегда было национальным, и очень близким народу, эта черта с особой силой проявилась в России. Православная Церковь стала в России Церковью национальной, и её связь с национальной структурой была настолько тесной, что во мнении народа понятия «русский» и «православный» совпадали.