×

Пестяковский приход



Единство России и Украины зиждется на Православии. Русский и православный на Руси всегда были синонимами. И Достоевский подтверждает это: «Русский без православия – дрянь, а не человек».

Православие на Украине столетиями преследовалась Польшей. Через несколько столетий давления Западная Украина – Галиция и Волынь – приняли унию, подчинились Римскому папе, перестали быть православными, и действительно сделались дрянью. Остальная Украина оставалась православной. Восставшие против поляков украинцы не могли до конца выстоять против регулярной польской королевской армии, и Хмельницкий настоятельно и многократно просился в русское подданство, под защиту русского государя. России это было не выгодно, т.к. она воевала со Швецией, и в случае присоединения Украины пришлось бы воевать на два фронта, что и получилось – многолетняя война с Польшей и Швецией. Россия приняла Украину из сострадания к братскому православному народу.

Украинский сепаратизм в составе России подогревался двумя революциями – Петровской и Ленинской. При Петре произошла украинизация великорусской духовной культуры. Различия между западнорусской и московской редакциями русской культуры было упразднено путём искоренения московской редакции, и русская культура стала едина. … Украина была провинцией Польши, Польша же была в культурном отношении провинцией (притом глухой провинцией) романо-германской Европы. Для Петра украинизация России являлась мостом к европеизации, к чему так стремился Пётр. Поэтому он всячески поддерживал украинизацию. Многие выходцы из Украины стали видными государственными сановниками. Все церковные кафедры в России в XVIII в., кроме одной, возглавлялись украинскими архиереями. Но в целом в царской России развивалась общерусская культура, в создании которой активное участие наряду с великороссами принимали и украинцы: Сковорода, Гоголь, Юркевич, Костомаров, Потебня и др. После революции 1917 г. положение изменилось. Профессор князь Н.С. Трубецкой ещё в 1927 году писал, что выделение УССР из России в отдельную республику, привело «к полному культурному сепаратизму… Это объясняется политикой советской власти», которая репрессировала талантливую общерусскую интеллигенцию Украины и, с другой стороны, потворствовала культурному сепаратизму «наплывом галицийской интеллигенции, национальное сознание которой совершенно изуродовано как многовековым приобщением к духу католицизма, так и польским рабством».

Пророчески высказался о взаимоотношениях России и Украины украинский священник и философ, отец Василий Зеньковский еще в 1931 г: «Я вообще готов сказать, что возможность войны между Россией и Украиной — в форме ли обычной войны или в форме восстания... чрезвычайно велика. (...) Россия не может и не должна терять Украину. Украина должна это знать — хотя бы это знание далось ей в итоге кровавой войны; "уступить" Украину кому-нибудь другому (а реальное независимое существование Украины вне России вообще невозможно) Россия не должна... Украина должна считаться с тем, что Россия ни за что никому не уступит Украину — как бы ни складывались исторические обстоятельства, какова ни была бы воля самой Украины. Даже против воли Украины она должна быть в составе России — и это должны твердо и раз навсегда понять украинские политики, если они хотят понимать реальную историческую обстановку. Это не каприз, не Wille zur Macht со стороны "Московии" — это суровая и глубокая необходимость, с которой должна считаться украинская политическая мысль.

Россия не может быть без Украины — по политическим и экономическим причинам, для нее (России) это суровый императив истории, ее судьбы. Тут просто нет вопроса — и как бы ни возмущались этим украинские политические деятели, но перед неотвратимостью этого как раз и должна смириться трезвая и разумная украинская политическая мысль. Если Украине будет угодно воевать с Россией — пусть воюет, — но чего бы России ни стоила война с Украиной, она будет ее вести "до победного конца"...».