×

Пестяковский приход



(Серия статей)

Ядром всякой цивилизации является её религия. Казалось бы, и у нас в России и на Западе одна религия – христианство. Почему же мы такие разные? Дело в том, что, во-первых, очень разная глубина восприятия Христа разными психологически сложившимися языческими народами, во-вторых, мы христианство получили от Византии, а западные народы – от Рима. Это очень важный момент! Восточное христианство несколько отличалось от западного, и с каждым столетием это различие становилось всё более заметным и существенным. Особенно заметны четыре признака, по которым различаются восточное и западное христианство. Рассмотрим первое различие.

1). В Византии наиболее значимым считалось Воскресение Христово, а у Западных христиан наиболее значимым было Рождество Христово. «В этом отношении Восток ближе, чем Запад стоит к традициям раннего христианства» (1, с. 547), ранние христиане благовествовали миру великую «новость из Иерусалима о Воскресении Иисуса Христа». Поэтому для восточного христианства характерно радостное пасхальное настроение. Православными Христос воспринимается «первенцем из мертвых», оживляя надежду на обещанное Воскресение, укрепляя веру на восхождение к Нему, на преображение своей жизни в подражании Христу, и живому желанию нести свой жизненный крест из любви к Нему. Великий наш святой Серафим Саровский всегда встречал приходивших к нему радостным приветствием: «Христос Воскресе!» Это потрясающая весть, дающая каждому человеку надежду на воскресение, ведь Христос воскрес, и дал нам обетование: «Воля Пославшего Меня есть та, чтоб всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 40).

В западном христианстве утвердилась «столь типичная для средневековой Европы мрачность, реакцией на которую стало во времена Ренессанса языческое наслаждение жизнью» (1, с. 548), наслаждение чувственными, материальными удовольствиями, и в результате с эпохи Возрождения и до наших дней утвердился там культ комфорта и удовольствий.

Главный праздник у западных христиан – Рождество. Немецкая пословица гласит: «Нет гнезда выше орлиного, нет праздника выше Рождества». Почему? А потому, что Бог так любит меня, что Он мне уподобился. Бог любит меня, что может быть выше этого и лучше для меня? Постепенно Христос для них из Бога превращается в великого моралиста.

У восточных христиан главным праздником является Пасха – Воскресение Христа и Его призыв: «Кто хочет следовать за Мною, отвергнись себя, и возьми свой крест, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

«Это разные точки отсчёта. У них отсчёт, грубо говоря, «снизу», от меня, а у нас отсчёт «сверху», от Бога (или, на светском языке, – от Идеала). Вот в чём разница западного и восточного христианства. Разные точки отсчёта рождают и разную перспективу: у них – линейная, у нас так называемая «обратная перспектива». Не Бог предстоит мне на картине (иконе), а я предстою перед Богом. И я должен тянуться к Нему, а не Он мне уподобляться на каждом шагу… Возникло, осмелюсь сказать, два христианства: рождественское и пасхальное. Для рождественской культуры главная проблема – это как жить здесь, на земле. Это проблема судьбы, успеха, счастья… А у нас главная проблема – греха, совести, вины. Ни один поэт в мире не написал: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», – это написал только русский поэт. И в этой одной строке больше Православия, чем во многих декларациях» (2, ч. 1, с.160). Пасха – это праздник самоотвержения ради Христа, ради Любви. Здесь великая радость преодоления смерти.

Особенно радостно празднуется Пасха в России, как «всех праздников праздник». В Белоруссии и на Украине, благодаря влияния католической Польши, бо́льшую значимость приобрёл праздник Рождества с его колядками. Но в Великороссии праздник Пасхи всегда самый главный и самый радостный праздник в народной жизни.

Сущность Византийского христианства, ставшего достоянием России, – это ориентация на преображение внутреннего мира человека через Христа, и живая надежда на жизнь будущего века.

С праздником вас, дорогие, Христос Воскресе!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.
  2. Лобастов Н.А. Записки сельского учителя. 4 части. М., 2016.