×

Пестяковский приход



Благовещение – это благая, радостная весть всем нам. «Спасения нашего главизна», как поётся в праздничном тропаре. Спасение от чего? – от вечной смерти!

С 14 века, с эпохи возрождения махрового язычества в Европе (русские философы эпоху Ренессанса справедливо называют эпохой Вырождения и отступления Европы от Христа) прошло 700 лет. Возобладание атеизма через толщу столетий привело к тому, что в даже в христианском сознании история грехопадения первых людей Адама и Евы воспринимается многими, как миф или аллегория. Хотя наука генетика твёрдо доказала, что весь такой разнообразный ныне род человеческий произошёл от одной единственной пары. А главное, святые, имеющие непосредственную связь с Богом, с Духом Святым, обращались к Нему и получали ответы. Так, св. Серафим Саровский настойчиво и подробно говорил об Адаме и Еве Н.А. Мотовилову: «И все три сии части (дух, душа и плоть) созданы были от персти земной, … Но вот в чём сила, что, если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, т.е. благодати Господа Бога Духа Святого …, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям (т.е. животным) .... Такую же премудрость и силу, и всемогущество, и все прочие благие и святые качества Господь Бог даровал и Еве, сотворив её не от персти земной, и от ребра Адамова». (1, с. 134). «Адам до того преумудрился, что не было никого от века, нет, да и едва ли будет когда-нибудь на земле человек премудрее и многознательнее его» (1, с. 134).

Дьявольское прельщение, непослушание Богу совратило первых людей. Древо познания добра и зла, древо непослушания Богу, древо добра и зла – это древо наслаждения и страдания. Прельстившись наслаждениями плоти, первые люди потеряли образ божественной жизни и стали смертными. Плотские услаждения имеют обязательно обратную сторону – муку, страдание. Человек стремится увеличить удовольствие и избежать страдания – и неизбежно уходит всё дальше и дальше от Бога. Подобие Божие утратилось, и образ Божий исказился в человеке.

Адам разжигался страстями наслаждения, стараясь избегать страданий. Но … Всё более прилепляясь к чувственному, он терял Бога, терял благодать Духа Святого. Наслаждение в страсти затмевает ощущение страдания.

Зло - есть неведение Бога, благой причины сущих. Это неведение, калеча ум человеческий, сделало, наконец, Адама совершенно чуждым Божественного ведения, наполняя его страстным познанием чувственных вещей. Возлюбил тело своё, тщательно поклоняясь твари вместо Творца (Рим., 1, 25). Тина зла проникла в жизнь человеческую через опыт наслаждения и страдания. Чтобы сделать постоянным наслаждения и быть недоступным страданиям, человек измышляет многие виды страстей. Это невозможная задача, т.к. естество тела стало смертным, тление только усиливается и заканчивается смертью тела.

Избавление же от зол и путь к Богу есть истинная любовь к Богу и всецелое отречение от любви к телу и миру сему. Отвергая похотливое желание наслаждения и страх перед страданием, святые освобождаются от злого самолюбия.

Человек сам, без помощи Божией не может уже вернуть Богоподобие, так же, как утопающий не может сам себя вытащить за волосы из воды. Спасти от вечной смерти нас может только Бог, если только мы стремимся к спасению.

Божие Домостроительство спасения, как говорят святые отцы, состоит из двух периодов: 1 – вочеловечение Бога, и 2 – обожение людей. Мы живём в конце длительного первого периода. Грехопадение всё дальше увлекало людей от Бога, люди пришли к многобожию, к поклонению сатане, вместо Бога. Но в языческой среде нашёлся человек, познавший истинного Единого Бога и сподобился Божию явлению, и получил обетование (обещание) от Бога, что от него произойдёт народ, верующий в Единого Бога. Этот Богоизбранный народ Бог укреплял обетованиями через святых пророков, пестовал и укреплял его, чтобы в этом народе вместилище для вочеловечения Второй Ипостаси. За 700 лет до вочеловечения Бога великий пророк Исаия сказал: «Се, Дева зачнёт во чреве и родит Сына». И этот драгоценный сосуд – Божия Матерь Дева Мария. Существует предание, что Архангел Гавриил дважды являлся Деве Марии. В Назарете есть храм построенный на источнике, к которому приходила Дева Мария за водой. И в первом явлении ей Архангела, Она смутилась и промолчала, не дала ответа. В Евангелии сообщается, как Архангел Гавриил явился к Ней дома, в привычной обстановке «и сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя Иисус (Спаситель)» (Лк. 1, 30-31).

ЛИТЕРАТУРА

  1. "Угодник Божий Серафим", том I, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993.